История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Гвоздицкий Виктор. Умер актер

Народный артист России Виктор Гвоздицкий скончался в воскресенье в Москве на 55-м году жизни. Об этом сообщил в понедельник Валерий Фокин, возглавшяющий петербургский Александринский театр, где в последнее время работал артист. Он умер после операции в больнице № 22, где лечился последнюю неделю.

Гвоздицкий часто снимался в кино, однако он больше известен своими театральными работами. Многие годы он был ведущим актером московского театра "Эрмитаж", затем был приглашен Олегом Ефремовым в МХТ имени Чехова, а в последние годы по приглашению Фокина перешел в Александринский театр в Петербурге. Последним его спектаклем стала "Женитьба" Гоголя.

"Мне очень больно говорить, я нахожусь в каком-то внутреннем разобранном состоянии", – признался в интервью Валерий Фокин. "Судьба наносит сокрушительные удары: совсем недавно мы похоронили Михаила Ульянова, потом Кирилла Лаврова, какой-то страшной чередой уходят от нас великие мастера", – напомнил режиссер. По его мнению, Виктор Гвоздицкий принадлежал к лучшим представителям русского сценического искусства, истинным носителям духовной культуры.

"Безупречный вкус, талант, интеллигентность отличали Виктора Гвоздицкого, который был очень разноплановым актером и потрясающим человек. Он избегал шумной популярности, не снимался в сериалах, а предано, как рыцарь, служил настоящему русскому театру", – сказал Фокин, уточнив, что 30 сентября актеру исполнилось бы всего 55 лет. "Я испытывал гордость от того, что последнее время мне довелось работать с Виктором Гвоздицким, который великолепно сыграл в "Двойнике" на сцене Александринки", – заметил Фокин. Он рассказал, что готовил к премьере гоголевскую "Женитьбу", где Гвоздицкий блистательно репетировал Подколесина.



***
Александринский театр публикует Официальный некролог в память об ушедшем артисте.

21 мая ушел из жизни замечательный актер, народный артист России Виктор Васильевич Гвоздицкий.
Его творчество в равной мере принадлежит Петербургу и Москве. В обеих столицах, на сценах крупнейших Российских театров он сыграл десятки ролей, ставших знаменательными вехами современного театрального искусства. Его высокая культура, виртуозное исполнительское мастерство привлекали к созданным им образам огромную зрительскую аудиторию.

По окончании школы в 1967 Виктор Гвоздицкий поступил в Ярославское театральное училище. В августе 1971 был принят в труппу Рижского театра юного зрителя, работал с режиссерами А.Я. Шапиро и Н.М. Шейко. В 1974 главный режиссер ленинградского Театра комедии им. Н.П. Акимова В.С.Голиков пригласил Гвоздицкого в труппу театра. Дебют актера на ленинградской сцене состоялся в роли Персине («Романтики» Э. Ростана). Индивидуальность актера привлекала режиссеров разных поколений и направлений. Гвоздицкий играл в спектаклях П.Н. Фоменко: «Родственники» Э.В. Брагинского и Э.А. Рязанова, «Муза» Г.М. Никитина, «В этом милом старом доме» А.Н. Арбузова, «Мизантроп» Мольера, «Лес» А.Н. Островского; в спектаклях В.С. Голикова: «Одна ночь» Е.Л. Шварца, «Ремонт» Рощина; в спектаклях Р.Г. Виктюка: «Незнакомец» Л.Г. Зорина и «Льстец» К. Гольдони; играл в постановках В. Раевского, Ю.Е. Аксенова.

В начале 1980-х годов, Гвоздицкого приглашал Г.А. Товстоногов. Актер сыграл Помета в Большом драматическом театре в спектакле «Дундо Марое» М. Држича (1980, режиссер М.Белович), Имруша в «Телевизионных помехах» К. Сакони (1981, режиссер Е.Арье), Доктора в постановке «Роза и крест» А. Блока (1982, режиссер В.Э.Рецептер), Ефимовича в «Кроткой» по Достоевскому (1982, режиссер Л.Додин). Г.Н. Яновская пригласила Гвоздицкого на роль Тома в пьесе «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса (Малый драматический театр). Событием стало исполнение артистом роли Пушкина в спектакле «Пушкин и Натали» в Мастерской молодого актера и режиссера при Ленинградском отделении ВТО в постановке К.М. Гинкаса (1983).

С 1985 Гвоздицкий работает в Москве в Театре миниатюр, играет в спектаклях М.З. Левитина «Соломенная шляпка» Э. Лабиша (1985), «Нищий, или Смерть Занда» Ю.К. Олеши, «Здравствуйте, господин де Мопассан!» по произведениям Г. Мопассана (оба 1986), «Скверный анекдот» по Достоевскому (1987), «Вечер в сумасшедшем доме» по А.И. Введенскому (1991), «Дон Жуан» по Тирсо де Молине, Мольеру и Левитину (1992), «Женитьба» Н.В. Гоголя (1993), «Сонечка и Казанова» по М.И. Цветаевой (1996), «Епифанские шлюзы» по А.П. Платонову (1996). Гинкас приглашает Гвоздицкого для участия в спектаклях «Записки из подполья» по Достоевскому (1988) и «Играем «Преступление» Гинкаса по Достоевскому (1990, оба в МТЮЗ). В Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина Гвоздицкий сыграл Эрика («Эрик IV» А.Стриндберга, 1992), Подколесина («Женитьба», 1993) и Хлестакова («Ревизор» Гоголя, 1994) в спектаклях, поставленных Ю.И. Ереминым, а также в его постановке «Женитьба Бальзаминова» Островского на Российском радио (1993).

С Гвоздицким на российской сцене возрождается похороненная в 1930-х годах эксцентрическая традиция. Желая влить новую кровь в мхатовскую психологическую школу, О.Н. Ефремов в 1995 приглашает Гвоздицкого в МХАТ им.А.П. Чехова. Его роли в Художественном театре: Арбенин («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, режиссер Шейко, 1995), Людовик XIV, ввод («Кабала святош» М.А. Булгакова, режиссер Шапиро, 1996). Одна из лучших ролей Гвоздицкого – Тузенбах в «Трех сестрах» Чехова (режиссер Ефремов, 1997). Тогда же, в 1997 году актер сыграл Подколесина («Женитьба» Гоголя, режиссер Р.Е. Козак), Основу («Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, режиссер Шейко, 1998), Параклета («Самое главное» Н.Н. Евреинова, режиссер Козак, 1999) и Сирано («Сирано де Бержерак» Ростана; работа над постановкой начата Ефремовым, завершена Н.Л. Скориком, 2000). В 2002 году Виктор Гвоздицкий сыграл роль Антонена Арто в спектакле Валерия Фокина «Арто и его двойник» (ЦИМ, Москва).

Со 2 июля 2004 года В.В. Гвоздицкий – артист Александринского театра. Его дебютом на Александринской сцене стала роль Якова Петровича Голядкина в спектакле «Двойник» по Ф.М. Достоевскому (режиссер В.В. Фокин, 2005 год). Недавно Виктор Гвоздицкий приступил к репетициям в новой постановке Валерия Фокина «Женитьба».

Отпевание пройдет 23 мая в Церкви Святой Софии, Премудрости Божьей (Москва, Софийская наб. д.32) в 11.00.

Гражданская панихида состоится 23 мая в Центре имени Всеволода Мейерхольда (Москва, Новослободская ул. д. 23) в 13.00.