|
Зинаида Серебрякова. "В ее искусстве столько прелести..."«В ее искусстве столько милой, ласковой прелести, оно такое по существу близкое, так просто и прямо говорит сердцу и уму, что трудно быть вполне объективным, когда говоришь о нём, – писал ее дядя, Александр Бенуа. – Оно слишком подкупает, слишком пленит. И сколько уже лет прошло с того дня, когда она всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи, а все еще искусство ее остается таким же свежим, непосредственным и подкупающим».125 лет назад родилась Зинаида Евгеньевна Серебрякова - художница, представительница неоклассического направления русского модерна, участница объединения «Мир искусства». Одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 12 декабря 1884 года в родовом имении Нескучное под Белгородом. Дед по матери - Николай Леонтьевич Бенуа - был профессором, академиком, председателем Петербургского общества архитекторов, его сын Александр Николаевич Бенуа, "дядя Шура", – знаменитым художником, основателем "Мира искусства", отец Евгений Александрович Лансере – известным скульптором. Женская гимназия, художественная школа княгини К.Н. Тенишевой, мастерская портретиста О.Э. Браза… В начале XX века благодаря усилиям художников "Мира искусства" в культурный обиход России вернулись имена отечественных живописцев прошлого: Рокотова, Левицкого, Боровиковского и Венецианова. Именно творчество Венецианова повлияло на творчество Зины Лансере - несмотря на повальное увлечение творческой молодежи того времени французским импрессионизмом, а потом сюрреализмом и кубизмом, она с тех пор была верна русской реалистической традиции. В 1905 году она вышла замуж за студента-путейца Бориса Серебрякова, они познакомились в Нескучном – дом Серебряковых был недалеко от дома Лансере. Медовый месяц и много времени после него молодые провели в Париже. Здесь Серебрякова совершенствовала свое живописное мастерство. Автопортрет "За туалетом" на выставке художников "Мира искусства" в 1910 году имел громкий для скромной 25-летней художницы успех. "Автопортрет Серебряковой несомненно самая радостная вещь... Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то абсолютно художественное..." – писал Александр Николаевич Бенуа. Но даже он, «дядя Шура», не предполагал, что картины племянницы будут приобретены Третьяковской галереей. Зинаида Серебрякова становится духовным центром художественной династии Кавос - Лансере - Бенуа, восходящей к Франции XVIII-го века. «Я решила остаться с детьми в Нескучном, но на хуторе, где дом был маленький, и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты... Мой муж Борис Анатольевич был в командировке, зима в этот год наступала ранняя, все было занесено снегом – наш сад, поля вокруг, всюду сугробы, выйти нельзя. Но в доме на хуторе тепло и уютно, и я начала рисовать себя в зеркале...», - так вспоминала Зинаида Евгеньевна об истории написания этого автопортрета. В 1911 году Зинаида Серебрякова написала автопортрет "Девушка со свечей". С картины смотрит, полуобернувшись, счастливая, влюбленная барышня, почти девочка – юная, непосредственная, трепетная, светящаяся душа самой художницы. Во время революции 1917 года дом в Нескучном сожгут - вместе с библиотекой, множеством рисунков и холстов. А в 1919 году на руках у Серебряковой умирает от сыпного тифа муж Борис Анатольевич. Одна с четырьмя маленькими детьми и старенькой мамой Екатериной Николаевной… Казалось, крепкий дом, дом семьи рухнул… К этому времени относится самая печальная из картин Серебряковой – "Карточный домик": Саша, Таня, Катя, Женя - четверо осиротевших детей складывают хрупкий, способный разрушиться в мгновенье карточный домик. Но это семья и это дом… Именно дом, ощущение семейного тепла, домашнего очага - для Серебряковой были самыми важными опорами и в жизни, и в творчестве. В 1924 году «дядя Шура» помогает племяннице уехать в Париж, дети с бабушкой остаются в Петербурге. Спустя некоторое время с помощью Красного Креста удается переправить через границу сына Сашу и дочь Катю. Женя и Таня остались со слепнущей бабушкой в России. А потом - выставки во Франции, Бельгии, Англии и страшная мучительная двойственность - разорванность семьи, дома. Вплоть до 1940 года Серебрякова оставалась советской гражданкой и надеялась на воссоединение с детьми, оставшимися в России. Во время оккупации Гитлером Франции пришлось выбирать между французским паспортом и концлагерем. От советского гражданства пришлось отказаться, связь с Родиной прервалась на многие годы. В России Серебрякову вспомнили после войны: во время оттепели Зинаиду Евгеньевну наконец-то, после 36 лет разлуки, смогла посетить дочь Татьяна (ставшая художником-декоратором во МХАТе). Благодаря возрастающему интересу к русской живописи Серебряного века удалось устроить персональные выставки Серебряковой в Москве, Киеве и Ленинграде. Успех ее в Советской России в 1965 году превзошел самые радостные воспоминания молодости - Серебрякову ставили вровень с Боттичелли и другими великими мастерами. 80-летней художнице не по силам было посетить Родину, но она ощутила, наконец, всероссийское признание, признание ее дома, ее России. И на чужбине, где, как говорится в пословице, и звезды из олова, Зинаида Евгеньевна сохранила чувство дома… Она скончалась 19 сентября 1967 года и похоронена была по православному обряду на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа. |