|
Сличенко Николай. Наша профессия исповедальна"Было время, когда на Руси ни одной музыки не любили больше цыганской. Каждый русский будет сочувствовать цыганской песне, потому что корень ее народный".Лев Николаевчи Толстой В 2006 году отмечает свое 75-летие театр "Ромэн". Уникален он тем, что является единственным в мире цыганским театром. Он был организован 24 января 1931 года как "Индо-ромэнский театр-студия". У истоков его создания стояли Анатолий Луначарский, бывший в то время наркомом просвещения, Михаил Гольдблат и Всеволод Мейерхольд. 16 декабря 1931 года "Ромэн" получил статус профессионального театра. Уже почти 30 лет его художественным руководителем является народный артист СССР Николай Алексеевич Сличенко. Вот что он сам рассказывает о своем театре: - Есть такое понятие в театральном деле – творческие муки. Так вот, это творческие муки, которые доставляют радость. Если получается то или иное произведение, та или иная роль - это огромная радость. Наша профессия исповедальна, будь то режиссер или актер. Мне кажется, что в ней есть чистота, чистота души, наработанная творчеством. Я почему-то верю в это, хотя, может, кто-то думает совсем иначе. Мне кажется, что это существует, потому что театр меня воспитал. Я пришел совсем молодым человеком, мне еще не было 17-ти лет. И вот уже я в театре 55 лет, 30 лет руковожу им. За это время поменялось много поколений, сложилось много династий. Театру это необходимо, молодые люди – наши дети, внуки - вырастают за кулисами, все изучают, наблюдают, мы им передаем эстафету. Это очень важно. Надо сказать, что сейчас существует наша студия на базе Щукинского училища – там учится 21 человек. Хорошие ребята, стараются, у них есть желание постичь эту далеко не простую профессию. Сейчас они уже на втором курсе. - Они учатся только у преподавателей Щукинского училища или им преподают и актеры "Ромэна"? - И преподаватели Щукинского училища, и мое руководство, и есть еще наш педагог. Но в основе – педагоги из Щукинского училища. - Чем живет Ваш театр сейчас? Что ставите? - Новые работы – это всегда поиск. У нас очень сложно с драматургией. Всегда было так, а теперь особенно сложно найти новую интересную пьесу, которая могла бы попасть в наши интонации, в наш темперамент, в образ, характер. Недавно поставили спектакль по пьесе Гольдони "Трактирщица", это наша последняя работа. Зрителям нравится, тепло принимают. Поставил народный артист России Николай Сергиенко и сам же играет одну из главных ролей. Идет работа над спектаклем по пьесе Федерико Гарсии Лорки "Кровавая свадьба". Ставит народный артист России Георгий Жемчужный. Также Олег Хабалов ставит спектакль по своей пьесе, названия пока не могу сказать. Сейчас мы готовимся к юбилею. 28 декабря у нас должен состояться юбилейный вечер. Так сложилась традиция: свой день рождения празднуем в конце года. Будут участвовать все артисты театра, будут звучать поздравления гостей. Дата немалая - 75 лет. Чем ближе мы приближаемся к этой дате, тем ярче в памяти возникают лица, которые создавали наш театр, действительно единственный в мире цыганский театр "Ромэн". Эти люди буквально рядом с нами, хотя многих нет в живых. Это и Ром-Лебедев, и Хрусталев Иван Васильевич, и Шишков Сергей Федорович, и Золотарев Сергей, и Киселев Владимир, и Бизев Василий, и, конечно, Ляля Черная, и Марья Васильевна Скворцова, и многие другие. Они действительно оставили свой неповторимый след, создали для нас стезю, по которой мы идем долгие годы. За что мы им очень благодарны. - А Вы сами сейчас ставите что-нибудь? - Я сейчас занимаюсь возобновлением спектакля "Мы - цыгане", который так полюбился зрителям. С этим спектаклем мы объехали очень много стран. Он для нас стал визитной карточкой. Поэтому мы его возобновляем. Попробуем вдохнуть в него новую творческую кровь. - Можно ли его назвать Вашим самым любимым спектаклем? - Наверно, да. Хотя самый любимый мой спектакль был по пьесе Льва Николаевича Толстого "Живой труп", который я сам поставил и в котором сыграл Федора Протасова. Это была очень большая работа, очень интересная. К сожалению, сейчас он не идет. Не идет по многим причинам: кто-то ушел из жизни, кто-то ушел из театра. Поиск драматургии – это есть наш труд, продолжение актерской профессии. Без драматургии актер очень и очень скучает. Так что мы всегда в поисках и, слава Богу, находим, и работаем. Живем надеждой на лучшее и готовимся ко встрече нашего юбилея. 14 декабря 2006 года Николай Алексеевич Сличенко был приглашен в студию "Ночного полета". Беседу вела Ирина Колесникова |