|
Рэпер Сява играет трагикомедию в стиле хип-хопПермский театр «Сцена-Молот» – это своего рода уральский филиал столичного театра «Практика». Он открылся в конце прошлого года – причем, сразу несколькими премьерами. Правда, арт-директор нового коллектива Эдуард Бояков не спешил представлять эти постановки на суд столичной публики и критиков. И вот – «первая ласточка». В Москву привезли «Засаду». Так называется спектакль по одноименной пьесе Юрия Клавдиева, главную роль в котором исполняет пермский рэпер Сява. Опыт соединения «новой драмы» и хип-хоп культуры оценили «Новости культуры».Кто такой рэпер Сява? Ответ на этот вопрос театральной публике мог присниться разве что в кошмарном сне. Впрочем, такой же ужас нагонял театр на самого рэпера. Точнее, на Вячеслава Хахалкина. Несмотря на то, что гопник в трениках и кепке – это его лирический образ, Хахалкин честно признается: театр с детства не любил. Скучно ему там было. Зато сейчас рэпер Сява не дает заскучать зрителю в театре. «История, на самом деле, наша с Вами. Эта история жизни каждого человека. Рано или поздно все мы встречаемся с пустотой, с проблемой любви, думаем, что нам с этим делать. Так или иначе, это касается каждого», – считает Вячеслав Хахалкин. Спектакль про всех нас, плюс немного жаргона – получается сорок минут сплошной «засады». Вроде бы, интеллигентной публике неприлично так смеяться, а куда деваться от этой правды жизни. Проснулся парень в чужой квартире и не помнит, как туда попал. Лирика немного напоминает Гришковца, когда про детство Сява вспоминает, про взгляд на мир сквозь цветное стеклышко. А иногда рэпер становится похож на Вырыпаева из «Кислорода», когда рассказывает про пустоту, которую надо чем-то заполнять. «Тем важнее автор, поэт, тем важнее герой на сцене, и тем важнее найти ответ на вопрос, какой это герой? Наш спектакль – попытка ответить на этот вопрос. И если кому-то из зрителей покажется, что этот герой груб, не тактичен, то мы должны с этим вопросом к себе обращаться», – поясняет арт-директор театра «Сцена-Молот» Эдуард Бояков. Все это Эдуард Бояков называет хип-хоп театром. Сам проект придумал Михаил Угаров – идейный вдохновитель новой драмы. Над текстом колдовал Юрий Клавдиев, корректировал Вячеслав Хахалкин. Точнее, как он сам говорит, адаптировал. «Клавдиев писал текст под нас, затем я немножко над текстом поизвращался. Сделал его под свой жаргон. У него какой-то свой, питерский, а у нас пермский – немного другой. Мы немножко поиздевались», – добавляет он. Раскрыть театральные границы помогал режиссер Юрий Муравицкий. Ведь, кажется, очень сложно что-то придумать, когда на пустой сцене – два музыканта, один солист и группа танцоров. Ну, какой это театр? «Жанр синтезированный. Это нечто среднее между концертом, спектаклем и чем-то еще. Нужно ловить эти стыки, при этом сделать так, чтобы зритель слышал, воспринимал, погружался в историю. Вот это, наверное, самое сложное», – замечает Муравицкий. Выбраться из этой «засады» равнодушным – все равно, что надеяться выйти сухим из воды. Единственно, стоит знать: ко всем этим рэперским сетам, прилагается ненормативная лексика. |