|
Столярский Петр. Скрипичный портной30 ноября исполнилось 135 лет со дня рождения легендарного скрипичного педагога Петра Столярского. Вспоминая о своем учителе, Давид Ойстрах рассказывал: «У него была горячая душа художника и необыкновенная любовь к детям. Работая с ребенком, он всегда умел найти путь к творческому сознанию ученика, заинтересовать его воображение... ». 4 декабря 2006 года Петру Столярскому был посвящен один из сюжетов программы «БлокНОТ».Жак Тибо, французский скрипач и педагог, говорил о Столярском: «Его педагогика - то, чем должно гордиться мировое искусство». Примерно так же высказывались Жозеф Сигети, Генрик Шеринг и другие авторитетные музыканты. Чтобы понять их правоту, нет нужды углубляться в теорию, достаточно просто перечислить лишь некоторых из самых выдающихся «детей» Столярского - его учеников: Натан Мильштейн, Михаил Фихтенгольц, Самуил Фурер, Елизавета Гилельс, Борис Гольдште, Альберт Маркони, конечно же, Давид Ойстрах. Педагогика Столярского определила развитие скрипичного исполнительства века. Вспомним «внуков» Петра Соломоновича только по линии одного его «сына» - Давида Ойстраха: Виктор Пикайзен, Эдуард Грач, Семен Снитковский, Роза Файн, Олег Крыса, Олег Каган, Лиана Исакадзе, Гидон Кремер... В 1911 году в Одессе, бывшей тогда крупнейшим культурным центром юга России, скрипач оперного театра Петр Столярский открыл собственную частную школу. Сам Петр Соломонович был сыном скромного деревенского музыканта, ему не довелось получить серьезного образования. Он не без труда писал по-русски (его дела вели дочь Нелли, секретарь А.Бычач и другие помощники), так и не освоил в совершенстве русскую речь. Его оговорки, курьезные фразы становились «притчами во языцех», передавались из уст в уста, обрастали легендами. Пожалуй, самой популярной стала его фраза «школа имени мене». В двадцатые-тридцатые годы в СССР учреждениям культуры присваивали имена живущих людей. Так, в Москве был театр имени Мейерхольда, одесский оперный носил имя Луначарского, а первая в мире детская музыкальная школа-интернат для особо одаренных детей еще при Петре Соломоновиче получила название «Школа имени профессора Столярского». Один из учеников Столярского, Исаак Бабель — единственный, кто «не принес ему славы», спустя годы описал свою учебу в рассказе «Пробуждение» (1930), где под именем профессора Загурского вывел Столярского: «Все люди нашего круга… учили детей музыке. Одесса была охвачена этим безумием больше других городов. И правда — в течение десятилетий наш город поставлял вундеркиндов на концертные эстрады мира. Когда мальчику исполнялось четыре или пять лет — мать вела крохотное, хилое это существо к г. Загурскому. Загурский содержал фабрику вундеркиндов. <...> Он выискивал их в молдаванских трущобах, в зловонных дворах Старого базара. Загурский давал первое направление, потом дети отправлялись к профессору Ауэру в Петербург. В душах этих заморышей жила гармония. Они стали прославленными виртуозами». По образцу Одесской музыкальной десятилетки создавались затем такие же школы в Москве, Ленинграде, в Екатеринбурге. «Фабрикой талантов» называли школу Петра Столярского в Одессе. А Леонид Утесов с присущим одесситам юмором заметил по этому поводу: «Кто сказал, что конвейер изобрел в Америке Форд? Конвейер изобрел в Одессе Столярский. Конвейер талантов. Он, как никто, понимал детскую душу, умел ее настроить на музыкальный лад и вести к вершинам скрипичного совершенства. Он нес в себе большое сердце художника». Определяя данные 5-летнего ребенка - именно в этом возрасте Столярский брал детей на «музыкальное воспитание», - он неизменно приговаривал: «Хорошему материалу нужен хороший портной». Частной музыкальной школой, где Столярский проводил занятия, была его квартира. Как вспоминал Давид Ойстрах, для которого Столярский был первым учителем, «во всех комнатах толпились возбужденные и радостные малыши, а в коридорах сидели мамаши, ожидавшие своих вундеркиндов и с невероятным оживлением обсуждавшие чисто профессиональные скрипичные проблемы». У Столярского занимались по 80-90 учеников в год. Он работал ежедневно - с раннего утра и до самого вечера. С наиболее талантливыми детьми проводил по два-три урока в день. Столярский обладал редким качеством мгновенно распознавать способности ребенка и, более того, угадывать его будущее. Занятия были в точном смысле слова индивидуальным подходом к маленькому музыканту. На уроках Столярский никогда не показывал, как надо играть. Он внимательно слушал ребенка, неотрывно следил за правильным положением рук, и для этого часами стоял перед детьми на коленях: так ему было удобнее наблюдать игру и поправлять возможные ошибки. Столярский настаивал на том, чтобы дети играли скрипичные дуэты, квартеты, иные разнообразные ансамбли, изучали альт, играли в оркестрах и как можно больше выступали на публике. Он считал невероятно важным, чтобы ребенок не боялся, а любил публичные выступления, чтобы он желал быть артистом, которому аплодирует зал и дарят цветы. Столярский даже выводил своих юных скрипачей на парады: они привязывали банты к маленьких скрипкам и шествовали под собственный аккомпанемент по улицам Одессы. Настоящий триумф Петр Столярский пережил в 1937 году. Тогда на престижном Международном конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе победителем стал его ученик Давид Ойстрах, и все призовые места и лауреатские звания также получили его воспитанники - Елизавета Гиллельс, Буся Гольдштейн и Михаил Фихтенгольц. В Одессе Петра Столярского узнавали на улицах, в автобусах дети с радостью уступали ему места, а их мамы с еще большим энтузиазмом спешили отвести своих чад к чудо-педагогу, не без гордости говоря, что ведут мальчика «учить на Ойстраха». Работая с юными скрипачами над правильной постановкой рук, Петр Столярский не уставал внушать им: «Главное - высоко держать скрипку!», - и победно вскидывал левую руку. (По материаалм статей «Скрипичная школа Петра Столярского» и «Как учил Столярский, или “Школа имени мене”».) |