|
К 100-летию со дня рождения Валентина ПлучекаОн мог бы стать замечательным художником – в юности легко поступил во ВХУТЕМАС – или музыкантом, поскольку обладал абсолютным слухом и замечательным голосом. Или даже ученым – современники поражались его начитанности. Однако он выбрал другую стезю, где пригодились все его таланты – театр. Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Валентина Плучека. Сейчас в доме на Большой Бронной, где жил прославленный режиссер, готовится открытие его музея-квартиры. Рассказывают «Новости культуры».Работы Тышлера, Шагала и Пикассо. Коллекция икон, уникального фарфора и старинной мебели. Экспозиция в доме-музее Валентина Плучека будет постоянной. А еще там планируют создать центр современной режиссуры. «Здесь будут отмечаться даты, связанные с кругом Плучека. У него был интересный круг. Я не говорю о Мейерхольде и Маяковском. На доме должна появиться мемориальная доска. Я думаю, музей продолжит жизнь Валентина Николаевича, но уже в совсем другом качестве», – говорит театровед Борис Поюровский. Плучек ушел из жизни на 93-м году. Он будто осуществлял связь времен в театре. «Он был прямым учеником Мейерхольда Всеволода Эмильевича. Он был на его репетициях и видел, как Мейерхольд делал свой театр. И он всегда с огромным пиететом относился к Мейерхольду, всегда цитировал его, всегда с упоением о нем рассказывал», – замечает народный художник России Борис Мессерер. Первые актерские работы в театре Мейерхольда, первый успех в режиссуре – спектакль «Город на заре», поставленный Плучеком вместе с Арбузовым; война, руководство Театром Северного флота. Впрочем, главным событием в жизни самого Валентина Плучека стало его появление в Театре Сатиры. Именно этому театру он будет служить более полувека. «Больше всего мне нравилось, когда говорили: "Расскажите, что будете ставить?". Он делал паузу и потом говорил: "Левый, левый, левый марш, Маяковский, Брехт, знамя развивается, левый, левый...". И что-то еще говорил такое искрящееся, что совершенно завораживал цензурный аппарат. Руководство смотрело на него с восторгом», – вспомианет народный артист СССР, художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров. Ему удалось вернуть на сцену трилогию Маяковского – «Баню», «Мистерию-буфф» и «Клопа» – и расширить возможности театра. Плучек ставил Бомарше и Фриша, Булгакова и Эрдмана. Он охотно приглашал в свой театр других режиссеров и взращивал новую труппу, в которой каждый актер был яркой индивидуальностью. В тот год, когда почти одновременно – с разницей в девять дней – театр потерял ведущих актеров – Андрея Миронова и Анатолия Папанова, режиссеру необходимо было менять репертуар. Он решил обратиться к Шекспиру, к высокой комедии. «Он прочитал впервые в своей жизни, как мне казалось, "Гамлета". Потому что трагедий он никогда не читал. Он руководил Московским театром Сатиры, где в основном репертуарная политика строилась на комедийных пьесах», – говорит народный артист России Валерий Гаркалин. Энциклопедически образованный, с великолепным вкусом, Плучек работал с лучшими художниками и композиторами. У него был великолепный музыкальный слух, вспоминает Родион Щедрин. «Я помню, когда он делал "Теркина на том свете" он говорил: "Это семечки должны быть, семечки". У него были такие, знаете, посылы, и композитор должен был эту шараду разгадать. При этом он издавал какие-то звуки, напевал, фантазировал», – рассказывает Щедрин. Когда запрещали спектакли, когда уходили из жизни его любимые актеры, когда в жизни Валентина Плучека случались катастрофы, он замыкался в своем коконе, говорит Александр Ширвиндт. «Там был Пастернак, Мейерхольд, Мандельштам. Было огромное количество литературы вокруг него, которую он знал наизусть. И он туда нырял, в эту клеточку, и там абсолютно счастливо существовал. А потом успокаивался, отдыхал, и опять на эту Голгофу», – замечает Ширвиндт. Через месяц музей-квартира Валентина Плучека будет открыта для посещений. Можно будет погрузиться в его мир, из которого вышли наши лучшие актеры и режиссеры. |