|
Ушла из жизни дирижер Вероника ДудароваУшла из жизни Вероника Дударова. Когда-то она решила, что «музыка – это оркестр», а она хочет быть в этой музыке главной. Ее не смутило то, что в мировой практике профессию дирижера не рискнула выбрать ни одна женщина. Табу и штампов для нее не существовало. Дударова встала за дирижерский пульт. Ее диктат был беспрекословен – Вероника Борисовна призывала своих оркестрантов либо верить ей, либо подчиняться. Она всегда точно знала, как надо исполнять то или иное произведение, ведь она его слышала. Рассказывают «Новости культуры».Когда в четыре года ее начали учить игре на фортепиано, из этого ничего не вышло. «Была ленива. Всегда», – иронизировала Дударова. Это старшие сестры прилежно занимались, а она, едва дотягиваясь до педали, потихоньку подбирала что-то на слух. «Меня называли "девочка-мальчик", сорвиголова. Наверное, родились две дочки, и должен был появиться мальчик. Потому что весь мой нрав мальчика, а не девочки», – говорила народная артистка СССР. Женщину-дирижера она однажды увидела на одном из концертов в Баку. Тяжелое бархатное платье и гладко выбритые мужчины-оркестранты – все-таки дама за пультом. Через несколько десятилетий ее сравнивали с Коко Шанель, ведь она была так же изящна и изысканна. А еще Дударову называли «поэтессой дирижерской палочки». «У меня очень большой и очень разный репертуар. Я периодически переселяюсь от одного композитора, в которого я влюбляюсь и стараюсь как можно больше его дирижировать, к другому. Но у меня навсегда любовь к Шостаковичу – это непреходяще, к Бетховену и Штраусу», – замечала она. Еще два года назад, в день своего 90-летия, она исполняла «Болеро» Равеля. Дударова всегда считала это произведение одним из самых загадочных и удивлялась, как эта маленькая мелодия рождает громаду звуков. В это время ее коллеги за кулисами рассуждали о том, сколько воли в их женственном дирижере. «На одних гастролях она сломала ногу – был открыт люк на сцене. У нас был ответственный концерт. Пришлось Веронику Борисовну поставить на пульт. Занавес открыли. Она продирижировала свой номер. Занавес закрыли и унесли ее с пультом. По-моему, это хорошая характеристика», – рассказывает директор Симфонического оркестра России Александр Машкович. Более миллиона слушателей побывали на концертах Симфонического оркестра России за время его существования. Свое детище появилось у Дударовой в 1991 году. Музыканты побаивались и уважали своего остроумного и ироничного дирижера-диктатора. «Сложно из-за движений. У мужчин здесь открыто, фрак. Хвосты летают – и все. А женщине очень сложно. Надо массу ткани навешивать, делаешься такой коровой...», – шутила Вероника Дударова в 2006 году. |