История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

«Поп-арт-роман» Олега Сивуна

Читателя эпохи постмодернизма трудно удивить романом без сюжета и героя. Ирония над ценностями общества потребления как основная идея текста также не нова. Тем не менее, первый же опыт молодого писателя из Санкт-Петербурга Олега Сивуна в большой прозе вызвал бурные дискуссии в читательской и профессиональной среде. «Поп-арт-роман» «Бренд» в 2008 году получил премию журнала «Новый мир», где был впервые опубликован, и номинировался на премию «Дебют». А в мае этого года Олег Сивун стал одним из лауреатов Новой Пушкинской премии «за новаторское развитие отечественных культурных традиций». Сам автор объясняет интерес к своему сочинению так: «Просто я живу на противоположном берегу романной реки». Репортаж «Новостей культуры».

Он пишет книгу об отсутствии книги, строит повествование на отсутствии такового и говорит речь на вручении Новой Пушкинской премии про отсутствие речи. Постмодернизм. Что-то из ничего. Вместо героя книги – коллективное бессознательное, вместо сюжета – азбука вкусов. «Это абсолютно стертый персонаж. Человека там нет. Он замещен этими вещественными доказательствами бытия», – поясняет писатель.

Человек – это то, что он ест, носит, смотрит и чем пользуется. Эта идея в современной литературе разрабатывалась и Коуплендом, и Эрландом Лу, и, конечно же, Бегбедером. Разумеется, сравнения с последним Сивуну не избежать. Да, он и не пытается. Он вообще позволяет критике делать с ним все, что угодно. Называть, как хочется, понимать, как нравится, в силу своей начитанности. Ведь сам любит повторять в интервью: «Нужен именно сторонний взгляд, и тогда, возможно, это можно сформулировать. Я сам это сформулировать, похоже, не могу».

Критика отреагировала бурно. Автора похвалили за то, что смог рассказать о современной культуре средствами этой культуры. Обругали за стиль «Живого Журнала», поверхностность и вторичность. Двадцать шесть глав поп-арт романа – это двадцать шесть торговых марок. Может, они герои нашего времени? «Нет. Я думаю, просто замещает человека все это. Просто вещи и знаки заполняют человека и не оставляют от человека – человека», – поясняет Олег.

Например, глава о Барби: «Она идеал того, чем мы могли бы стать, не стань мы людьми. Всегда улыбается. Знает основные имена в искусстве. Она ходит в музеи и театры. Консервативна. Она абсолютно положительный персонаж». Конечно, персонаж – это еще не герой.

Рассказчик у Сивуна инфантилен. Он убежден: очень важно, почему он любит очки определенной марки, которые могут ему не идти, но ведь их так часто показывают в кино!

Сивун пишет: «Современный мир устроен по образцу конвейера. Нужно постоянно быть чем-то занятым. Покупать. Продавать. Пить. Есть. Мы вынуждены постоянно подтверждать свое присутствие в этом мире каким-нибудь жестом или движением». И все-таки книга Сивуна, наверное, не про то, что бренды завладели нашим сознанием. А про том, что жить с сознанием этого и скучно, и грустно.