История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Абрикосов Андрей: Под знаком "Тихого Дона"

14 ноября 2006 года исполнилось 100 лет со дня рождения Андрея Абрикосова. В 1929 году он, начинающий актер Студии Малого театра, не сыгравший ни одной значительной роли ни в театре, ни в кино, был утвержден на роль Григория Мелехова в фильме «Тихий Дон». Этот фильм был показан 17 ноября в 11:00 в рубрике «Шедевры старого кино».

В истории кинематографа немало картин, снятых по одной и той же книге, но чаще всего запоминается из них только одна. Так произошло с «Тихим Доном» Михаила Шолохова. Для нескольких поколений Гришка Мелехов с Аксиньей представали в исполнении Петра Глебова и Элины Быстрицкой. Однако самый первый «Тихий Дон» был снят за 26 лет до знаменитой экранизации Сергея Герасимова. Этот фильм был современником самого романа, только что опубликованного в Советской России. Шолохов сам приезжал на съемки фильма, ревностно следил, кого выбрали на главные роли. Больше всего волновался, каким получится Гришка.
Летом 1929 года режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов, завершившие картину «Бабы рязанские», приступили к отбору актеров для нового фильма. Среди актеров, пришедших на пробы в массовку, был Андрей Абрикосов. В Москву он перебрался из Симферополя, устроился поначалу слесарем, потом пошел заниматься сценическим искусством к Зинаиде Соколовой, сестре Константина Сергеевича Станиславского… и оказался в Малом театре. Абрикосов был высоким, худым. «Тихий Дон» читали? – Да, читал, - соврал Андрей. – А Григория смогли бы сыграть? – Конечно! – Приходите завтра на студию!

Назавтра Абрикосову предстояло сыграть для пробы ссору Григория с отцом. Его одели, загримировали. Он вовсю стучал кулаком по столу и хлопал дверью, жестикулировал и становился в позу. Свет, шум и одобрение окружающих его вдохновили. Абрикосов вспоминал и о том, что на пробы пришел Сергей Эйзенштейн и, увидев новичка, отметил не без самоиронии, что когда-то и у него самого были такие же волосы…

Абрикосов был уверен в победе, но утвердили его не сразу. В пожелтевших газетах можно найти рассказ самого Абрикосова о том, что приняли его только через месяц, со второй пробы, на которую он явился уже после того, как в поезде увидел «Тихий Дон» у своего попутчика и залпом прочитал всю книгу. Скорее всего, спустя время было не очень удобно признавать, что на такую важную для советского времени роль без лишних раздумий могли выбрать новичка, даже не знавшего о том, кого ему предстояло сыграть. Но в кинематографе такие случаи нередки. Во времена «Великого немого» в кино появлялись люди из театра, смежных искусств, да и просто с улицы. Это нисколько не мешало кинематографу идти вперед - скорее наоборот. Так появились в кино Иван Мозжухин, Лев Кулешов, Марк Донской… Так появился на экране Андрей Абрикосов. Правда, первой его любовью так и остался театр.

В фильме «Партийный билет» Ивана Пырьева Абрикосов снимался вместе с Анатолием Горюновым, коллегой по театральной сцене. Человечный герой Горюнова не может понять, почему ему так несимпатичен положительный партиец. Интрига «Партийного билета» - в рассекречивании врага. Им оказывается коммунист Павел Куганов - бывший кулак Зюбин, некогда убивший секретаря комсомольской ячейки. Выбор Андрея Абрикосова на эту роль – хитрый ход самого Пырьева: никто не может заподозрить в обмане широкоплечего красавца Павла с благодушной улыбкой. «Сибиряк я! Настоящий природный чалдон», - с такими словами герой появляется в первых кадрах фильма и сразу располагает к себе не только зрителя, но и умницу Анну, которую играет Ада Войцик. К концу фильма все, к чему прикасается Павел, оказывается фальшивым: рекомендации, семейное счастье и образцовая партийность. Фильм «Партийный билет» не понравился зрителю и не принес славы ни Пырьеву, ни Абрикосову. Зритель почувствовал себя обманутым: на экране оказывался врагом не карикатурный вредитель, а настоящий русский богатырь, который совсем недавно объезжал лихих коней и обнимал свою любимую Аксинью. Кудри у героя все те же, мелеховские, а он отчего-то ворует партийный билет у своей жены и при всех обвиняет ее в потере бдительности. И не видать у него былой казацкой удали и широты… Но и кинематограф на время стал другим, подозрительным. Абрикосов успел сняться еще в одной картине о врагах народа, правда, более изящной, чем «Партийный билет». Это был «Встречный», фильм Фридриха Эрмлера со знаменитой песней на музыку Дмитрия Шостаковича.

Фактурная внешность стала актерским козырем Абрикосова. Сергей Эйзенштейн позвал его на роль богатыря Гаврилы Олексича в фильм «Александр Невский». За исполнение этой роли Абрикосов в 1941 году был удостоен Сталинской премии. С Эйзенштейном Абрикосов продолжал работать и дальше: в «Иване Грозном», сложной картине, насыщенной психологизмом и историческими аллюзиями, он сыграл митрополита Филиппа. Одна роль в кино могла прославить актера на всю оставшуюся жизнь, но кинематограф 30-х казался неуютным, жестким, далеким от жизни. Абрикосов не уходил из Театра Вахтангова, оставался «своим» на театральной сцене.

Своего сына Абрикосов назвал Гришей, в честь своей первой роли. В 1950 Григорий Абрикосов был принят в Щукинское училище. Спустя время, когда Григорий Абрикосов уже играл на сцене, Рубен Симонов пригласил его в театр Вахтангова, где играл его отец Андрей Абрикосов. В спектакле «Фома Гордеев» они выходили на сцену вместе – отец и сын. И мог ли кто предположить, какую роль сыграла когда-то в их жизни немая черно-белая лента под названием «Тихий Дон»…