|
Классика на службе у Советской власти. Новый ГулливерНикто не знает своей судьбы, ни люди, ни книги, ни песни. В 18 веке ирландский священник Джонатан Свифт написал пародию на политический строй Англии - «Путешествие Гулливера в страну Лилипутию». Мог ли он предположить, что когда-нибудь его памфлет попадет в разряд детского чтения? Или, более того, что его доктор Гулливер послужит пропаганде советского строя? 9 февраля в 11:00 в программе «Шедевры старого кино» - художественный фильм «Новый Гулливер».Еще в 20-е годы советская власть призывала сбросить классиков с корабля современности, чтобы на их место встали творцы настоящего пролетарского искусства. С тем же революционным радикализмом государство занялось проблемой воспитания советских граждан из детей. Закладывала основы советской педагогики Надежда Крупская, яростный противник сказок. Она считала, что сказки формируют в ребенке религиозные чувства и предрассудки, а искусство должно прививать ребенку марксистско-ленинское миропонимание. Вопросами создания детского кино занялись учреждения Народного комиссариата просвещения, взявшие эти тезисы на вооружение. Так появились чрезвычайно идеологизированные фильмы, специально для детской аудитории разъяснявшие смысл революции и политику партии. Наиболее часто снималось кино на две темы: «Ленин и дети» и «жизнь пионеров». Фантастика на детском экране не поощрялась. В 30-е годы классики были реабилитированы. Оказалось, что обезвредить искусство прошлых веков можно его новым пониманием. И критики доказали, что каждый классик был противником буржуазного строя и тайным революционером, хотя ему и не повезло – он родился при капитализме. В этот же период на советском экране появилась фантастика – так же, как и классика, рекрутированная на службу советского мифотворчества. В фильме Александра Птушко «Новый Гулливер» пионер Петя становится во сне отважным мореплавателем и попадает в страну Лилипутию, придуманную Свифтом. Пионер – популярный и неизменно положительный персонаж детского кино и литературы 20-30-х. Художественная функция такого героя – служить проводником советских мифов и идеалов. Сюжет про путешествие пионера в мир лилипутов – это не столько развлекательная фантастика, сколько аллегория борьбы капиталистического Запада и мирового пролетариата. У лилипутов есть тайная полиция и склочный парламент, желтая пресса и кордебалет. Власти Лилипутии милитаризированы, народ бесправен. Смысл аллегории даже для маленького зрителя того времени был прозрачен, - тем более что образы лилипутов-капиталистов соответствовали привычному карикатурному изображению врагов советской власти. Политическая карикатура часто изображала их уродцами с большими животами и на тонких ножках – подобно тому, как христианский фольклор рисовал чертей. Для фильма «Новый Гулливер» было сделано полторы тысячи кукол. Кажется символичным, что все куклы антигероев индивидуализированы – художник для каждой придумал особое уродство, - а куклы пролетариев вылеплены по шаблону и на одно лицо. В детском фильме нашлось также место пародии на буржуазное и «антинародное» искусство, с которым яростно боролись в СССР. Упаднические любовные романсы были знаком дореволюционной и эмигрантской буржуазной жизни. Ирония судьбы заключается в том, что песня «Моя лилипуточка, прийди ко мне» стала народной классикой – как и песни Вертинского, которые она пародировала. Интересен утопический элемент «Нового Гулливера» – с помощью Пети в стране Лилипутии свершается пролетарская революция, она же – модель мировой революции, на которую в эти годы еще надеялся Сталин. Революция происходит по схеме, усвоенной в советские годы каждым школьником. Лилипуты-рабочие сперва устраивают забастовку, потом берут арсенал, затем вступают в бой с трусливой королевской армией и, наконец, прорываются во дворец, где паникует царское окружение. Петя Гулливер на протяжении фильма поддерживает угнетенный народ Лилипутии морально, а в нужный момент приходит на помощь в качестве непревзойденной военной силы. Так посредством этого персонажа утверждался миф советского государства о самом себе – справедливом защитнике интересов пролетариев всех стран. Для истории кино фильм Птушко интересен также технологией съемок. Чтобы совместить в кадре актера и кукол, в фильме были применены оригинальные комбинированные съемки. Эксперимент оказался удачным, и в 1939 году режиссер выпускает новый анимационно-игровой фильм «Золотой ключик» по сказке Алексея Толстого. Современному зрителю советская пропаганда «Нового Гулливера» покажется слишком наивной и прямолинейной. Но это не связано с тем, что фильм предназначался для детей – он полностью соответствует единому стилю советского соцреалистического кино 30-х. На таком же сказочно-утопическом языке говорили со зрителем фильмы для взрослых, так же используя фантастические образы для назидательной аллегории. Но только такое кино может подарить зрителю удивительную улыбку пионера Пети. В фильме несколько раз повторяется крупный план лица мальчика, который доверчиво смотрит на мир и улыбается своим фантазиям – радостно, безмятежно и немного смущенно. |