|
Мариинский театр проходит проверку Рихардом ШтраусомМариинский театр взялся за постановку мистической оперы Рихарда Штрауса «Женщина без тени». Ее партитура одна из самых сложных в истории музыки, а действие насыщено множеством загадочных символов и намеков. Кроме того, «Женщина без тени» – это эффектное и масштабное зрелище, в котором соединились мотивы немецких, арабских и китайских сказок. Первую российскую постановку оперы доверили интернациональной команде во главе с британским режиссером Джонатаном Кентом. На репетиции спектакля побывала съемочная группа «Новостей культуры».Режиссер Джонатан Кент влюбился в Мариинку после постановки «Электры», поэтому сразу согласился на предложение поставить там «Женщину без тени». Спектакль требует максимальных материальных и творческих вложений. Сам Штраус задействовал гигантский оркестр – около ста человек – и требовал от солистов виртуозного исполнения. Тем не менее, публика без особого восторга приняла спектакль. Да и сегодня не каждая труппа рискнет взяться за эту постановку. «Опера сложна тем, что требует невероятных сил, как минимум, от пяти исполнителей. С точки зрения философии, тоже все непросто. Это произведение создано в Вене под воздействием новой философии Шопенгауэра, Ницше, начала идей Фрейда и Юнга. В спектакле три мира: реальный (человеческий), мир духов и средний. Все это надо показать на сцене очень точно», – говорит Джонатан Кент. Художник Пол Браун все дни проводит в мастерских Мариинки. Чтобы создать сказочный мир на сцене, он использует бархат, шелк, золотую вышивку. Мир духов должен быть абсолютным. «Слишком много золота тоже не надо. Возможно этот контур на месте. Я буду работать по нему», – говорит Пол. Совершенства он добивается прежде всего от самого себя. Даже в мелочах. «Два контрастных мира. Один – скучная реальность, где нет воображения. А что мы делаем здесь? Создаем мир красоты», – продолжает Пол Браун. Он пришел в неописуемый восторг от мастерских Маринки, где все – от костюмов до декораций – делается вручную. В этом спектакле только костюмов будет двести пятьдесят. Для создания фантастических миров лучше места не найти. «Здесь очень сложные костюмы. Только на одну аппликацию уходит три-четыре дня», – замечает ведущий технолог по костюмам Татьяна Машкова. В репетиционном зале хореограф Денни Сейерс отрабатывает сцену вечеринки с детьми и певцами. Маленьким артистам выпал редкий случай покататься на тележках из супермаркетов и залезть на шею к знаменитостям. Денни учит детей, как безопасно дурачиться и драться. Весь этот сценический хаос под ее чутким контролем. «Я работаю и с балетом – есть много танцевальных сцен, а есть и такие моменты, когда оперные и балетные артисты работают вместе, где абстрактными движениями создается определенная атмосфера. Сейчас надо учить детей петь и безопасно двигаться по сцене», – поясняет хореограф. За вечеринку можно не беспокоиться – правила безопасности дети усвоили. А вот о чем все-таки рассказывает эта опера, каждый для себя решает сам. Проверку Рихардом Штраусом проходит Ольга Сергеева, одна из прим Мариинки. Ей легче петь Вагнера, чем справиться с партитурой «Женщины без тени». «Тонкости в произношении текста. Здесь текст совершенно другой, нежели у Вагнера. Здесь больше бытового текста, у Вагнера больше поэтического. Здесь гораздо труднее все запоминать, потому что очень много деталей, как в кинофильме. Нужно все запомнить и органично подать зрителю», – говорит заслуженная артистка России. Герой Николая Каменского представляет мир реальный и обыденный. Мимика, движения, позы и жесты – вальяжные и небрежные. По случаю он даже походку придумал соответствующую. «Что касается нас, то мы, например, меняем походку, мимику. Понимаете, некоторые гротески», – рассказывает он. Это вторая опера Рихарда Штрауса за которую взялся Мариинский театр. «Электру» полюбили не только артисты, но и публика. Сможет ли «Женщина без тени» очаровать петербургскую публику – покажет премьера. |