|
О возрождении уникальной мозаики в Царском СелеПрогулку по паркам Царского Села можно сравнить с путешествием по истории архитектурных стилей. От пышности барочных построек - к чистоте «строгого классицизма», образцом которого считается Храм Дружбы Джакомо Кваренги. Задуманный как зал для проведения камерных концертов, он стал одним из первых проектов великого итальянца в России. Одно из главных его украшений – мозаичный пол, где изображен эпизод мифа о похищении Европы. Он же – и главный объект заботы реставраторов. За возрождением уникальной мозаики в Царском Селе наблюдали «Новости культуры».«Похищение Европы». Уникальная мозаика конца второго века. Ткань, словно паранджа, 40 лет скрывала невероятную красоту. Сейчас шедевр воссоздают. Первое, что делают мастера, смачивают мозаику специальным раствором. Смесь спирта, нашатыря, ацетона и воды. Как можно больше. Потом укрывают тряпкой на 20 минут, после этого можно будет расчищать мозаику специальной щёткой. В годы Великой Отечественной войны мозаика чудом не пострадала. Зато в мирное время ее не пощадили. Вандалам римский мрамор показался безликим. На полу разожгли костер. Анатолий Кичиков, художник-реставратор по мрамору: «Костер был вот здесь. Я там уже очистил, насколько это было возможно. Там было черное пятно». Влага - еще один враг мозаики. В павильоне очень сыро. Даже стены и пол, и без того холодный, почувствовали это. Вячеслав Александров, эксперт по диагностике зданий: «В ряде случаев влажность колеблется от 13 до 28 процентов. Для старого кирпича влажность выше 20 процентов является критичной». Реставраторы согреют мрамор своим бережным отношением. Ведь римская мозаика - старейший памятник в Царском Селе. Ее заказывал в Италии сам Джакомо Кваренги. Екатерина Вторая всецело доверяла мастеру. И он это доверие оправдывал. Ираида Ботт, заместитель директора по научной работе музея-заповедника «Царское село»: «Самое важное, что эти мозаики появились одновременно с созданием павильона в 1784-м году. Екатерина велела, и они были привезены из Рима специально для этих кабинетов». В истории сохранилось лишь одно упоминание о ссоре между мастером и императрицей. Как раз из-за этого павильона. Точнее - его названия. В рапортах и записках Кваренги писал «Храм Дружбы», Екатерина Вторая гневно отвечала: «Слово храм в огороде терпеть не могу. Таковой залы нет в Царском Селе, а есть Концертная». И по сей день это красивое здание в тени старых деревьев называют именно так, хотя концертов здесь действительно никто никогда не проводил. Впрочем, музыка вскоре все же зазвучит - на открытии павильона через год. |