|
Макарова Людмила. Роман с одним театром20 октября народная артистка СССР Людмила Макарова отметила юбилей. Она очень много лет верна одному-единственному театру – Большому драматическому театру имени Товстоногова. Только во время войны молодая актриса, которая в 1941 году окончила студию при БДТ, работала в составе фронтовых бригад и в труппе театра Балтийского флота.В 1945 году она поступила на службу в театр имени Максима Горького - так тогда назывался БДТ. Театр был и остается для актрисы настоящим домом - много лет в его стенах Людмила Макарова работала вместе со своим мужем Ефимом Копеляном. Актрису часто спрашивают, как они познакомились. «Да очень просто, - отвечала она. - Когда я пришла в студию БДТ, он уже работал там молодым артистом. "Романились" мы целый год. То он при встрече покрутит ус, то я - локон. Но насчет брачного союза он говорил, что не создан для блаженства. За это моя мама прозвала его Онегиным. А предложение мне он сделал весьма специфически: "У тебя паспорт есть?". "Есть, - говорю. - Но он у мамы". – "Дуй домой и к трем приезжай в загс на Фонтанке". Я как сказала маме, она: "За кого? За Онегина? Да ты с ума сошла!". Зато потом она любила его всю жизнь». В день юбилея Людмилы Иосифовны - 20 октября - в 19:50 в эфир вышлапрограмма «Надо жить, чтобы всё пережить». Кроме самой именинницы в программе принимают участие Зинаида Шарко, Олег Басилашвили, Александр Белинский, Наталья Данилова. В 20:15 была показана телеверсия спектакля «Ханума». Роль Ханумы принесла Людмиле Макаровой всенародную любовь и стала визитной карточкой актрисы. Спектакль поставлен по одноименной пьесе Авксентия Цагарели Георгием Товстоноговым. Людмила Иосифовна рассказывает о знакомстве с режиссёром так: «С Товстоноговым мы познакомились в одной большой профессорской квартире. Часто собирались там после войны. Георгий Александрович предлагал и мне, и Копеляну перейти к нему из БДТ в Театр Ленинского комсомола. А Фима, как мудрый человек, сказал: нет, мол, мы подождем, когда Вы к нам придете. И дождались. И прожили вместе 33 года. С ним было страшно, весело, интересно». Спектакль «Ханума» долго шёл в театре, был сыгран больше 300 раз. Людмила Макарова вспоминает: «Было очень легко играть и репетировать. У нас собралась грузинская группа: художник, балетмейстер, композитор. Мы так весело и интересно репетировали! И довольно быстро сделали спектакль. Публика до сих пор о нем вспоминает. Даже сейчас в кассе спрашивают: "А когда "Ханума" будет?". Я благодарна Георгию Александровичу за многие свои роли и, конечно, за Хануму. Когда я видела на поклонах горящие глаза зрителей, я была счастлива, хотя теряла на первых спектаклях до двух килограммов: такая это была трудная работа… В Грузию Товстоногов долго не решался везти "Хануму", потому что мы всё-таки говорили там с акцентом, грузинам даже казалось, что мы их слегка передразниваем. Но на его 60-летие мы всё-таки сыграли в Тбилиси на пару с Колей Трофимовым сцену из "Ханумы". Я несколько слов по-грузински выучила. И наше выступление было встречено шумным восторгом». По материалам статьи Светланы Мазуровой «Всех сводила с ума Ханума» в газете «Восточно-Сибирская правда» от 26 апреля 2003 года; книги Олега Сердобольского «Автографы в антракте. Актёрские байки» (СПб, N.Y., 2001. – С. 219-222). |