|
Заказные советские мульт-агитки на Фестивале мультфильмов в МосквеЗаказные анимационные ленты – это пяти-шести-минутные мультфильмы, которые режиссеры обычно даже не упоминают. Между тем, в талантливых руках заказные пятиминутки превращались в пространство для эксперимента и поиска новых идей. То немногое, что удалось сохранить, составило специальную архивную программу Третьего Большого фестиваля мультфильмов, который открылся на этой неделе в Москве. Подробнее о мультипликационных редкостях рассказывают «Новости культуры».Агитки в движущихся картинках всегда были эффективным средством пропаганды. Мультфильмы о своей деятельности заказывали Росохотрыболовсоюз, Всемирная организация здравоохранения и Институт русского языка. Самыми крупными заказчиками были Госстрах, Госпожарнадзор и ГАИ. Герой мультфильма «Бравый инспектор Мамочкин» режиссера Гарри Бардина поет веселую песенку: В дождь, жару, гололед На проселках и проспектах Каждый миг встречи ждет С нарушителем инспектор... «Ждет-гололед», «проспектах-инспектор» – эти мультфильмы отличали простые рифмы и сюжеты, которые зачастую сочиняли «одной левой» редакторы «Союзмультфильма». Социальных агиток делали много – по шесть-семь в год. Их «крутили» в кинотеатрах перед основным сеансом. Норштейн и Бардин, Караваев и Давыдов – даже известные режиссеры не брезговали заниматься «заказухой». «Актеры любили любую работу в мультипликации – даже заказную. Это денег легких давало и удовольствие от материала, которого не было в игровом кино. Это была возможность поозорничать, похулиганить», – поясняет историк анимации Георгий Бородин. По последнему черно-белому мультфильму 1945 года «Дом 13» можно изучать послевоенный быт (особенно электротехнику) и нравы. Когда в 1946 году он вышел в прокат, на Союзмультфильме началась борьба с пошлостью. Был введен запрет на пьющих персонажей и семейные склоки. «Такого рода фильмы хранились только в архиве "Союзмультфильма", и мы до сих пор не знаем, сохранились ли они до сегодняшнего дня. В 1999 году они там были, а сегодня – никто не знает», – продолжает историк анимации Георгий Бородин. В заказных фильмах можно обнаружить массу находок, которые мастера использовали в своих следующих работах. Они до сих пор имеют ценность для истории анимации. |