История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Алейников Петр: Шедевры старого кино. "Семеро смелых"

После роли Молибоги в фильме «Семеро смелых» Петра Мартыновича Алейникова узнала и полюбила вся страна. Картина имела огромный успех, а песню про то, как «страна посылает штурмовать далёко море» перепевают до сих пор.

До Молибоги у Алейникова было две эпизодические роли. Но интереса ни у публики, ни у критиков они не вызвали. Только Сергей Аполлинарьевич Герасимов смог дать молодому ученику именно ту роль, которая стала началом звёздного пути актёра в отечественном кинематографе 30-40-х годов. В роли остроумного, обаятельного и простого советского парнишки Молибоги, как в зерне, уже заложены основные черты алейниковского героя.
Так получилось, что актёр почти всегда играл как бы одну и ту же роль, одного и того же героя… Случай в кинематографе, к сожалению, не редкий. Однажды прекрасно сыгранная роль приклеивается к актёру, как ярлык, навсегда. И ни зритель, ни режиссёры уже не хотят видеть артиста в каком-либо другом проявлении.
Спустя три года после фильма «Семеро смелых» на экраны вышла картина Леонида Лукова «Большая жизнь». Картина во многом уникальная. Казалось бы, типичный для соцреализма сюжет: нелёгкий, но радостный и светлый труд шахтёров. Пожилой опытный стахановец и молодые ребята, не лишённые пагубных привычек – как-то заложить за воротник. В финале молодые шахтёры избавляются от вредных привычек, принимают эстафету стахановских подвигов, а за одно разоблачают врагов народа - вредителей на шахте.
Но при всей типичности сюжета «Большая жизнь» резко отличается от других картин своего времени. В ней почти нет каменного мёртвого пафоса тех лет. Картина полна жизни, она построена на контрасте с сюжетом. Её создатели пошли по пути снижения пафоса, по пути простоты. И в первую очередь достичь этого удалось благодаря замечательным актёрам. Борису Андрееву, Марку Бернесу, Ивану Новосельцеву и, конечно же, Петру Алейникову - незабываемому Ване Курскому - весельчаку и балагуру, простому парню с гитарой, любителю девушек и не дураку выпить, однако к концу фильма находящему в себе силы отказаться от этой вредной привычки.
Роль Вани Курского стала главной ролью Петра Алейникова. Имя героя пристало к актёру. Даже после смерти Алейникова продолжали называть Ваней Курским.
Актёр создал не просто удачный и обаятельный образ. Имя Алейникова стало нарицательным. Он выразил опредёлённый тип героя того времени. Да и не только того. В героях Алейникова (а все они были сильно похожи на Ваню Курского) есть что-то исконно русское. Бесшабашное, свободное, простое и в то же время мудрое; весёлое - и немного грустное. Не даром Алейников с таким успехом сыграл роль Иванушки-дурачка у Александра Роу в «Коньке-горбунке». Образ стоящий у самых истоков русского характера. Архетип русского мужика.
Линия алейниковского героя оказала намного большее влияние на персонажей нашего кинематографа, чем принято думать. Поэтика и образы шестидесятников очень близки алейниковскому типу. Молибога отправлялся зайцем в Арктику. А ребята из фильма «Мой старший брат» по повести Василия Аксёнова «Звёздный билет» уезжали в Прибалтику в рыболовецкий совхоз.
Герой Юрия Визбора в «Июльском дожде» - прошедший войну, образ настоящего товарища, ироничный, всегда с гитарой и каждый раз с новыми девушками, одна краше другой - это же всё тот же (правда, немного углублённый) алейниковский тип.
А мечта всех советских женщин - баталовский Гога из фильма «Москва слезам не верит» - чем не повзрослевший и перенесённый в другое время алейниковский герой? Даже голоса чем-то похожи…
Голос Алейникова тема особая. Его неповторимая и немного странная манера говорить сыграла немаловажную роль в создании алейниковского героя.

После выхода в прокат суперпопулярной комедии Ивана Пырьева «Трактористы», три её героя, «три богатыря» - как называли Николая Крючкова, Бориса Андреева и Петра Алейникова - стали практически национальными героями. О приключениях троицы ходили настоящие легенды.
Однажды в Киеве троица после очередной гулянки уснула… в витрине мебельного магазина! На утро все трое были арестованы. И выпущены только по ходатайству директора того самого магазина. В плату за свободу актёрам пришлось ещё одну ночь провести в витрине магазина. Ушлый директор смекнул, что это ни что иное, как отличнейшая реклама. Так что Алейникова, Андреева и Крючкова можно считать первыми советскими актёрами, принявшими участие в рекламной акции.

Сейчас трудно сказать насколько сам Алейников в жизни был похож на своих героев. Однако одна черта была актёру свойственна и в жизни… Ваня Курский в «Большой жизни» довольно легко завязывал с алкоголем. Однако в реальной жизни всё сложнее, чем на экране. Одному из своих друзей Алейников признавался: «Мне не пить нельзя. Если, понимаешь, я вовремя не выпью - мне хана: задохнусь я, понимаешь. У меня, понимаешь, в душе - гора, не передохнуть, не перевернуть, не перемахнуть… Иной раз думаю: неужто один я такой непутёвый да неуёмный, а погляжу на улицу или в зал - всем ведь дышать нечем, всем, но они, дураки, терпят, а я пью и не терплю. У меня бабушка казачка была, вот я и буду пить, а не терпеть…»
То, что начиналось как «красивая» жизнь молодой звезды, заканчивалось как страшная неизлечимая болезнь, сводящая актёра в могилу.

После войны Алейникову снова предлагали роли одного и того же плана. И никому не было важно, что его герой прошёл войну, которая не могла его не изменить, что сам актёр тоже изменился. Режиссёрам и зрителям был нужен прежний Алейников. Он не должен был взрослеть и изменяться с течением времени.
Только через десять лет начнут появляться фильмы, где люди, пережившие войну, будут показаны глубоко и многослойно. Но к этому времени постареет уже сам Алейников и снова останется не у дел.
Только в одном фильме Алейникову предложили роль совсем иного плана. В картине «Глинка» актёр сыграл Пушкина.
Роль принято считать неудачей актёра. Да и сам фильм оказался слабым.
Алейникову так и не удалось переломить сложившийся стереотип восприятия. Да и никому это было не нужно. А ведь вспоминая хотя бы того же Савку, «рыжего чёрта» из «Трактористов», понимаешь, что Алейников мог отлично проявить себя как яркий комедийный актёр.
Его всё реже звали сниматься, а роли были всё мельче - далёкие отголоски былого золотого для актёра времени конца 30-х, начала 40-х годов. Алейников всё больше пил.
Последнюю его роль в картине «Утоление жажды» зритель увидел уже после смерти актёра. Старик Агеев: опустившийся от пьянства рабочий - такая безжалостная точка в образах, созданных Петром Мартыновичем Алейниковым на экране.
Артист, создавший неповторимые, обаятельные и жизнерадостные роли, умер в нищете и одиночестве. Он не удостоился при жизни ни одной премии. Похоронить Алейникова собирались на отдалённом участке Ваганьковского кладбища.
На помощь умершему другу пришёл Борис Андреев. Он настоял на том, что бы Петра Алейникова похоронили на престижном в то время Новодевичьем кладбище, на месте «забронированном» для «актёра-орденоносца» Бориса Андреева.
Спустя 17 лет сам Андреев был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Но киноплёнка не знает реальных горестей, запечатлённых на себе людей. Со скоростью 24 кадра в минуту движётся замкнутая в целлулоид вечность. Здесь все так же молоды, неизменны и счастливы, как и 65 лет назад.


(По материалам программы "Шедевры старого кино").