История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

«Месяц в деревне» – версия Анатолия Праудина

В афишу Большого драматического театра имени Товстоногова после долгого перерыва возвращается имя Тургенева. Сегодня на прославленной сцене состоится премьера спектакля «Месяц в деревне» в постановке Анатолия Праудина. Два года назад режиссер выпустил в БДТ спектакль «Дама с собачкой», который был выдвинут на премию «Золотая маска» сразу в пяти номинациях. Критики отмечали, что постановка Праудина обладает неожиданным подтекстом, не искажающим однако литературного первоисточника. О том, как выглядит в его версии знаменитая тургеневская пьеса, рассказывают «Новости культуры».

Когда-то Анатолий Праудин славился своей жесткостью и любовью к гротеску. В его ранних спектаклях говорящий крокодил прошибал головой стену, а молодых римлян прибивали к полу гвоздями. Главная героиня «Месяца в деревне» ходит в залихватской повязке на глазу. Однако это вовсе не возвращение к старой режиссерской манере. Это жизнь.

«У меня совершенно неожиданно проблемы с глазом. Последние недели я играю, вынужденно репетировала в повязке. Другой артист, у него по ходу спектакля много акробатических номеров, подвернул ногу. Еще один заболел гриппом. Такая вот медицинская команда выпускает "Месяц в деревне"», – поясняет актриса Александра Куликова.

В остальном – никаких случайностей. Спектакль математически просчитан вплоть до каждого жеста и каждого сантиметра пространства. Сцена почти пуста. Из декораций – клок сена, пучок соломы, плетеный стул, струганые доски. Теплый свет и обыденные вещи, казалось бы, должны создавать деревенский уют. Но отчего-то возникает противоположное ощущение одиночества и стерильного холода.

«Это правильное ощущение городского человека, оказавшегося в деревне. На самом деле, к деревенской жизни герои не приспособлены, а она особая, она высвобождает чувства, от которых люди отвыкли», – говорит художник-постановщик Александр Орлов.

На большой сцене БДТ девятнадцатый век смешался с двадцать первым. Вдоль задника проезжает вполне реалистичный трактор – скульптура из папье-маше. Женское платье необыкновенной красоты, кринолины даже в дверной проем не проходят. А интонации современные, иногда даже вульгарные, как перебранка соседей по коммуналке.

«В этом есть своя красота. Тургеневский текст очень поэтичный, красивые костюмы исторические, и в то же время современная ломанная игра, современная ломанная музыка. На стыке этого и возникнет сила», – считает Александра Куликова.

Даже крупные режиссеры боятся пьесы «Месяц в деревне» – велика опасность поставить ее как мелодраму, по-школярски. Анатолий Праудин открыл в тургеневских героях очень современных людей. Пустая сцена мучительна и неуютна. Любое искреннее слово – повод для истерики, любое прикосновение и объятие травматично. Вот такая она, современная любовь по Анатолию Праудину.