|
Фонд основания музея Бродского в Петербурге выкупил комнату поэтаФонду создания Литературного музея Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге удалось выкупить комнату, в которой жил поэт до своей эмиграции, сообщил, выступая во вторник в Вашингтоне, председатель правления Фонда Михаил Мильчик. "Мы с 1999-го года пытаемся расселить шестикомнатную коммуналку в доме номер 28 по Литейному проспекту, в которой семья поэта занимала две (или, как писал сам Бродский, полторы) комнаты. Бродские жили здесь с 1965-го по 1972 годы, и именно из этого дома Иосиф уехал 4 июня 1972-го года в эмиграцию. Когда был создан наш фонд, ряд деятелей культуры - ученый Дмитрий Лихачев, композитор Андрей Петров, виолончелист Мстислав Ростропович - обратились к губернатору Санкт-Петербурга с просьбой помочь расселить квартиру и создать музей и литературный культурный центр, который бы знакомил, прежде всего, молодежь, с творчеством Бродского и атмосферой коммунальной квартиры, без которой трудно понять нашу жизнь в Ленинграде", - рассказал Мильчик, хорошо знавший Бродского. Директор Фонда выступил на вечере, посвященном отмечаемому в этом году cемидесятилетию поэта, драматурга, лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского, в Российском культурном центре в Вашингтоне. На вечере, помимо Мильчика, выступила директор музея Анны Ахматовой в Петербурге Нина Попова, американские ученики Бродского, а также глава американского музея Бродского Энн Челберг. По словам Мильчика, процесс расселения коммунальной квартиры в доме, построенном в конце XIX века греческим князем Мурузи, не завершен до сих пор. "Вчера случилось чрезвычайное, хотя, признаюсь, и ожидаемое событие. Мы добыли последние два миллиона рублей, которых нам не хватало на выкуп комнаты, в которой жил Иосиф Бродский. Это небольшая комната, всего 19 квадратных метров. И вот - вчера это произошло", - рассказал он. "Мы сделали еще один, очень значительный, шаг к созданию полноценного музея. Остается еще одна комната, и с женщиной, которая в ней живет, предстоит очень непростая работа. Но теперь можно сказать, что почти вся квартира Бродского принадлежит Фонду", - поделился Мильчик. В музее, по словам Мильчика, автора многих фотографий Бродского, в том числе и в квартире на Литейном, будут восстановлены "в строго музейном стиле" те самые "полторы комнаты", которые поэт описал в одноименном эссе - воспоминаниях о родителях и жизни в Ленинграде. В остальных комнатах разместится экспозиция, которая будет рассказывать гостям об эпохе Бродского. Квартира, по замыслу основателей фонда, станет культурным центром, где будут проводиться выставки, поэтические чтения и показы фильмов об эпохе Бродского. "Я очень подробно фотографировал Бродского, прежде всего, для собственной памяти - в этой квартире было проведено немало приятных, интересных минут, разговоров, встреч. А второе - я уже тогда занимался реставрацией и знал, как это трудно - восстановить давно исчезнувший интерьер. Я был уверен, что вопрос о создании музея встанет, хотя, конечно, уже после моей смерти, и мне хотелось помочь неизвестным будущим коллегам в этой работе. Но вопрос, как оказалось, возник гораздо раньше, чем мне казалось в 1972 году", - признался Мильчик. "Квартира Бродского идеально сохранилась, кухня абсолютно такая же, сохранилась даже дровяная плита, хотя ею, конечно, никто не пользуется", - пояснил он. Создание музея-квартиры Брожского – не единственный проект Фонда. Мильчик и его коллеги надеются выкупить и дом в Архангельской области - тот самый, где поэт отбывал свою ссылку в 1964 - 1965 годах. "Там абсолютно зеркальная ситуация, что и в Петербурге, только цены пониже. Но состояние дома критическое", - посетовал Мильчик. Другая участница вечера, директор музея Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге Нина Попова, рассказала про "американский кабинет" Бродского, пять лет назад созданный в знаменитом Фонтанном доме. "Так получилось, что друзья Бродского двадцать лет назад стали передавать в музей Ахматовой его вещи. Мы собрали большую коллекцию его вещей, книг, открыток, порядка двух тысяч экспонатов, а в 2003 году Фонд имущественного наследия передал из США некоторые вещи Бродского", - рассказала Попова. Таким образом, был создан "американский кабинет" Бродского. По словам директора музея Ахматовой, создатели "кабинета" не пытались воспроизвести реальный рабочий кабинет писателя. Попова отметила, что они лишь хотели создать образ писателя через вещи, которые были ему дороги, и которые что-то для него значили. "Даже после создания музея-квартиры Бродского, "американский кабинет" обязательно сохранится в музее Ахматовой", - заверила Попова. |