История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Об архиве Госфильмофонда к открытию кинофестиваля «Белые столбы»

Сегодня в подмосковных Белых столбах открывается Двенадцатый фестиваль архивного кино. Он пройдет в год столетия российского кинематографа и шестидесятилетия Госфильмофонда России. Несмотря на то, что кино было полем нешуточных идеологических баталий, в Госфильмофонд на хранение принимались все киноленты, не зависимо от их художественной ценности и содержания материала. В результате была сформирована уникальная киноколлекция – объект национального культурного наследия. О буднях одного из самых крупных кинохранилищ мира рассказывают «Новости культуры».

Недавно в Госфильмофонд привезли несколько десятков коробок с кинолентами. На коробки прикрепляют наклейки двух цветов: синюю – если фильм отечественный, желтую – если иностранный. В этом году появились новые коробки. Они легче привычных жестяных и изготовлены из специального материала, который не вступает в химическую реакцию с пленкой.

Темнота, температура и влажность – вот главные условия долголетия кинопленки. В двенадцати хранилищах фонда эти параметры строго контролируются. «Если пройдет дождь на улице, через какое-то время мы чувствуем, что у нас в хранилище влажность резко повышается. Как говорят специалисты, которые ставили нам новую систему кондиционирования воздуха, мы впитываем влажность из земли после того как проходит дождь. А главное – резко не менять температурно-влажностный режим в течение короткого промежутка времени», – отмечает начальник отдела хранения Госфильмофонда Татьяна Кухтина.

Роса, которая появляется при резкой смене влажности губительна для пленки. Есть другие болезни: клещ и плесень. С клещом успешно борются при помощи специального порошка, с плесенью – посредством бактерицидных ламп. Нагар от киноаппаратов смывают мыльным раствором и чистой нехлорированной водой, которую берут из специально пробуренной скважины. Специалисты нередко ставят пленке печальный диагноз: «уксусный синдром», означающий медленную смерть. Основа пленки разрушается и выделяет едкий уксусный запах. Лекарство от этой болезни до сих пор не может найти ни одна синематека мира.

Триста лет, по прогнозам ученых, – срок хранения пленки в надлежащих условиях. Более надежных носителей постиндустриальное общество еще не придумало. Видеокассеты изживают себя через пятнадцать лет, надежды на DVD не оправдались; что можно ожидать от цифровой записи – пока тоже никто не знает. «Пленке приходит конец, хотя не понятно пока, что будет с другими носителями. Но другие носители дешевле, выгоднее, их легко тиражировать, их легко показывать. На мой век пленки хватит, на ваш уже может не хватить», – говорит заместитель генерального директора Госфильмофонда Владимир Дмитриев.

К показу на нынешнем фестивале уже подобрали самые старые отечественные киноленты – 1908 года выпуска. Когда-то их наличие отмечали в государственных книгах. Последние поступления, помимо компьютера, так же, как и десятилетия назад, вносятся в государственные книги – для надежности. В прошлом году в них появилось 350 новых названий фильмов. Число копий и негативов, хранящихся в Госфильмофонде уже сегодня приближается к миллиону. Сохранять эти сокровища становится все сложнее. Уже сегодня построено здание, которое будет использоваться как новое хранилище, и тогда пленки заживут новой жизнью в более комфортных и современных условиях.