|
Мастер и ученики: литература в рисункахОбразы классической литературы – в рисунках мастера и его учеников: в Центральном доме работников искусств сегодня открывается выставка живописных и графических работ известного художника-мультипликатора Сергея Алимова и студентов его мастерской. Экспозицию приурочили к 90-летию ВГИКа, где Алимов начал преподавать ещё в середине 90-х. Накануне открытия выставки с создателем знаменитого Льва Бонифация, иллюстратором Гоголя, Булгакова и Гофмана встретилась съемочная группа «Новостей культуры».Мастерская Алимова – место его редкого уединения. Здесь он любит оставаться ночью, творить и накапливать энергию, которой потом щедро делится с коллегами и студентами. В мастерской он наедине с самим собой и со своими сомнениями: «Я прихожу и начинаю пересматривать работы: смотрю и думаю: как это ужасно! Беру и начинаю переделывать – и получается новая работа». Не бояться думать, переделывать, ломать стереотипы – этому Алимов учит своих студентов. И часто задает всем одинаковые задачи на очень популярные сюжеты. Скажем, сделать эскизы к «Ревизору», или к «Алисе в стране чудес», или к «Тысяче и одной ночи». И студенты погружаются в исследования материальной культуры: разных времен, народов и стран. Сам Алимов рассказывает: «Мне, например, однажды предложили делать книгу юкагирского писателя Курилова, который книгу не дописал, потому что его задрал медведь… Я перекопал Ленинскую библиотеку и нашел все материалы по этому очень малому народу, когда я делал иллюстрации. Это культура шаманизма очень далекая от нас и все это очень интересно получилось в моей книге». Сейчас у Алимова 15 студентов. Во ВГИКе он преподает «Мастерство художника-постановщика мультипликационного кино». На третьем курсе в обязательном порядке делают иллюстрации к Мюнхгаузену, на пятом – к произведениям Диккенса. «Я считаю, что Диккенс – это тот писатель, который должен быть в жизни каждого человека – как Пушкин, как Гоголь, - уверен мастер.Диккенс – то, что формирует нас». Не всегда прилежные, умудряющиеся за последнюю перед зачетом ночь нарисовать кучу шедевров… Словом, обычные студенты. Сергей Александрович не карает ни за прогулы, ни за несдачу. Его занятия – это культурный ликбез, стимулирующий к познанию. Художник Сергей Гаврилов говорит: «Он московский старый интеллигент. Мы от него брали не только умение рисовать и вкус, но и умение себя вести, умение говорить». Ирина и Сергей Гавриловы учились на одном курсе. Его интересовала героика – он влюбился в «Илиаду». Она – в «Алису в стране чудес». Сегодня их дочка Маша точно знает, какая картина – мамина, а какая – папина. И сама любит рисовать – зайчиков. В дипломе у них одна специальность, но все работают в разных сферах. Качественная анимация – их общая мечта, в которую кто-то верит, а кто-то нет. Татьяна Гаврилова еще в студенчестве увлеклась Кафкой. А теперь уже в стадии монтажа находится фильм «Тоска» по Кафке. От декораций до костюмов сделанный по татьяниным эскизам. «Мне кажется, что это очень актуальный писатель для настоящего времени – времени атомарного, - когда люди находятся под давлением и в одиночестве – мне этот автор близок», - признается художница. Валерий Кожин – один из самых талантливых выпускников Алимова – дебютирует в роли режиссера 6-минутного анимационного фильма по рассказу Сигизмунда Кржижановского. Валерий уверен, что за анимацией будущее: «Это один из видов искусства, которое можно развивать, потому что оно молодое по сравнению с живописью. Особенно, если учесть тенденции технического прогресса – возможно совмещать цифру с ручным трудом». Алимов возится с ними – 30-40-летними успешными художниками, как с детьми. И по прошествии времени их старые студенческие эскизы кажутся ему другими – еще более совершенными, чем когда-то. |