|
Государственный институт искусствознания отмечает юбилейВ массовом сознании искусство противостоит науке. Но оно может быть предметом научного изучения. Смешав в нужных пропорциях философию и историю, богословие и эстетику, эпоха Ренессанса явила первые образцы того, что в XX веке стали называть искусствознанием. А первое научное учреждение, в задачи которого входили бы исследования теории и истории искусства, в нашей стране основано всего 65 лет назад. В 1944-м году на ежегодном собрании Академии наук было утверждено решение об организации нового академического института в Отделении истории и философии. Сегодня Государственный институт искусствознания отмечает юбилей. Рассказывают «Новости культуры» .Здесь пишется история мирового искусства. Старинный московский дом по адресу Козицкий переулок, 5, где живет Институт искусствознания, – сам произведение искусства и достояние истории. Георгий Смирнов, заведующий отделом Свода памятников: «Один из наиболее хорошо сохранившихся домов-дворцов дворянских в стиле классицизма». Усадьба конца XVIII века меняла облик и владельцев, побывала и студенческим общежитием, и коммунальным жильем. А в 1964 году, после 20-ти лет скитаний по разным адресам, здесь поселился институт искусствознания. Некогда парадная спальня - теперь кабинет директора. «Там, на самом верху, есть такая виньетка, которую не знала античная культура. Там Геракл, отложив палицу, играет на лире », - рассказывает Дмитрий Трубочкин. Его рабочий стол - как раз под этой виньеткой. До того, как стать директором института, он защитил здесь диссертацию по античному театру. Дмитрий Трубочкин, директор института искусствознания: «Когда вы входите в мраморный зал института искусствознания и знаете, что самый знаменитый Ученый совет Российской Федерации по театру будет рассматривать вашу диссертацию, сердце начинает биться сильнее». Диссертации защищают враморном зале, в зеркальном - проводят концерты камерной музыки. В зале голубом разложена верстка очередного тома Истории русского искусства. В прошлом году издан первый том этого эпохального проекта. Всего в фундамент новой истории русского искусства ляжет 22 таких кирпича. Наука живет долгими циклами, потому болезненно переживает смену поколений. В последние годы институт теряет мэтров. Одна из таких невозвратных потерь - Алексей Комеч. Лев Лившиц, заведующий отделом древнерусской культуры: «Специальность наша – это специальность, которая нарабатывается нарабатывается годами, если не сказать десятилетиями. Знания, опыт, интуиция – это требует большого опыта». Дмитрий Трубочкин, директор Государственного института искусствознания: «Людей за 60 становится меньше, среднее поколение укрепляется, молодых становится больше». Под молодых сотрудников открываются новые отделы: социологии, политики и экономики искусства. Им предстоит разметить новые территории отечественного искусствознания, но и продолжить то, что начато задолго до них. Светлана Лащенко, заведующая отделом музыки: «Мы сочли своим долгом профессиональным и коллегиальным закончить то, что начало предыдущее поколение. История русской музыки в 10 томах. Это - том 10а, том 10б и планируется последний том - 10в. На этом проект будет завершен и, как всегда бывает в истории, возникнет настоятельная необходимость- начать проект сначала». Другой магистральный проект института – Свод памятников. В этих нарядных томах подробно описаны памятники архитектуры Владимирской, Брянской, Ивановской и Тверской областей. Георгий Смирнов, заведующий отделом Свода памятников: «Это фундаментальная работа, на основании которой пишется новая история русской архитектуры». Свод имеет значение не только для науки. На них могут опираться местные органы охраны памятников. Авторы фундаментальных трудов вовсе не чужды практики. Николай Хренов, заместитель директора Государственного института искусствознания: «Отбирали издательства, которые претендуют на издание учебников для школ». 65 лет назад у Игоря Грабаря получилось собрать лучших искусствоведов страны в одном институте. Теперь в нем 23 отдела, 300 сотрудников, все исследуют разные виды искусств разных эпох с помощью разных методологий. Объединяет их вера в науку и ее общественную значимость. |