|
Русский музей посвятил выставку деятельности молодого ДягилеваГосударственный Русский музей предлагает увидеть и оценить масштаб всего, что сделал для престижа российского искусства за рубежом и у себя на родине талантливый импресарио. «Дягилев. Начало» – так называется выставка, которая открылась минувшим днем в Петербурге к столетию триумфальных «Русских сезонов». Их колоссальный успех был результатом долгого, кропотливого труда. Экспозиция показывает, что грандиозный прорыв на Западе был прежде несколько раз апробирован на выставках, которые остались в тени знаменитой парижской кампании. Рассказывают «Новости культуры».Год столетия знаменитых «Русских сезонов» отмечен триумфальным шествием выставок от Монако до Перми. Экспозиции, в основном, посвящены расцвету деятельности импресарио, когда гениальные балетные спектакли покоряли Париж. Русский музей придумал иную концепцию: рассказать о блистательной деятельности молодого Дягилева. Александр Бенуа в своих мемуарах описывал румяного курносого юношу и подсмеивался над его провинциальными вкусами. Однако очень скоро Дягилев приобрел и образование, и отменное художественное чутье. «Он интересовался не только музыкой, театром, его увлекло изобразительное искусство. Он больше, чем его друзья-художники, ездил по зарубежным странам», – говорит куратор выставки Владимир Круглов. Русский музей цитирует три экспозиции, организованные Дягилевым. Первая прошла с огромным успехом в 1898 году в Училище технического рисования барона Штиглица. На ней были представлены произведения молодых русских и финских художников. Дягилев отобрал для выставки картины Левитана, Серова, Коровина, Врубеля. В 1905 году в Таврическом дворце Дягилев показал 2300 портретов кисти русских художников. Трудно представить, что эти произведения искусства в начале ХХ века не считались ценными в своем отечестве. Парсунную живопись называли ремеслом, живопись XVIII века – антинародной и антихудожественной. Заслуга Дягилева заключалась в том, что он достал эти картины из запасников и показал русскому зрителю. Показав русским русское искусство, Дягилев повез его на Запад. 1906 год, парижская выставка. На ней были представлены и исторические портреты, и пейзажи Петербурга, и иконы. Вкус, интуиция, предвидение – Дягилев находил талантливых художников и делал их знаменитыми. Главный живописец, график, сценограф его эпохи – Лев Бакст создал для Театра Комиссаржевской занавес на античную тему. «Как только он оказался не нужен, его свернули, и он находился у нас. Это его первый показ», – замечает сотрудник Русского музея Евгения Петрова. В журнале «Мир искусства» Дягилев-издатель собрал лучшие силы. В то время его уже называли шиншиллой – из-за седой пряди волос. Дягилев стал героем карикатур Павла Щербова. На одном из рисунков он доит корову – откровенный намек на княгиню Тенишеву, которая спонсировала журнал. Диктатор, которого боялись балерины и художники, это тоже он. Россия должна гордиться этим человеком. Дягилев стал первым в мире импресарио, и, конечно, именно Дягилев заставил Запад восхищаться и подражать русскому искусству. |