|
Аркадий Шилклопер: «Музыкант должен чувствовать роль»Аркадий Шилклопер получил академическое образование, играл в оркестре Большого театра, но когда-то увлекся этно-джазом. В этом году один из лучших валторнистов планеты, виртуоз, добившийся признания как в классической музыке, так и в джазе, принял участие в работе жюри XI Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» в номинации «Духовые и ударные инструменты». После объявления результатов он поделился своими впечатлениями от конкурса. И во время обсуждения выступлений юных музыкантов, и после конкурса полемика между именитыми членами жюри не утихала. Споры о том, что такое музыкальные конкурсы - своего рода спорт или все же демонстрация музыкальности и артистизма, не утихали. По разные стороны «баррикад» оказались Светлана Безродная и Аркадий Шилклопер. Мнение Светланы Безродной - в ее интервью. - Аркадий Фимович, расскажите, что для вас было определяющим на этом конкурсе? Очень трудная была роль у Матвея Шерлинга. В пьесе, которую он играл в финале, ролевая функция саксофона очень сложная. Тем не менее он нашел тот образ, который был заложен композитором. Вообще для меня каждое произведение - как спектакль. Каждый раз, исполняя новое сочинение, музыкант вживается в роль. Матвей многолик, а, например, Патрик Скабардис, при всем его профессионализме и общей музыкальности, однообразен. Мы слушали его на протяжении трех туров. Да, он хорош, но каждый раз он рассказывает нам одну и ту же историю. Даже если играет на разных инструментах, все равно использует одинаковые средства. А мне кажется, что музыкант, как и актер, должен быть многолик, должен чувствовать роль. Кому-то это удалось. Звучали очень эффектные произведения. Конечно, они производят сильное впечатление на слушателей, но их обычно легко исполнять. В этом случае мнение жюри не должно совпадать с мнением публики. Если бы мы шли на поводу у публики, можно догадаться, что было бы у нас в искусстве. Глубина, эмоциональное отношение – вот что важно, а не только попадание в ноты. Пусть они хоть мимо нот играют, меня это вообще не волнует. Но как! Музыкально и артистично. - А в эмоциональном плане детей судить сложно? Наверное, вы переживаете вместе с участниками? Для меня, например, нет разницы между академической или джазовой школой в музыке. Есть определенные стандарты музыки любого направления. Это ритм (что называется, танец) и мелодия. Мы оцениваем два этих пункта – танец и песню. Если ты поешь, если ты дышишь (не важно, на каком инструменте ты играешь – на фортепиано, скрипке или виолончели), то у тебя есть фраза, как у певца. Например, мне показалось, что не звучит виолончель у Лизи Рамишвили. Может быть, из-за особенностей акустики этого зала, а может быть, нужно было слушать ее на турах. Но члены жюри прослушивают участников только по своим номинациям, а было бы правильно посещать выступления других конкурсантов. Тогда бы мы знали, с кем имеем дело в финале. Пусть это отнимает больше времени, но иначе лучше не соглашаться. Если я еще буду участвовать в жюри, я обязательно буду ходить на всех - и на струнников, и на пианистов. - Вы будете следить за дальнейшей судьбой конкурсантов? Все материалы о конкурсе>>> |