|
"Двадцать дней без войны": кинокритик Александр Трошин о фильмеКинокритик Александр Степанович Трошин о художественном фильме «Двадцать дней без войны» (17 декабря 2006 в 17:30, показ ленты приурочен к 85-летию со дня рождения Юрия Никулина):«Двадцать дней без войны» - признаюсь, одна из самых моих любимых отечественных картин. И едва ли не самый любимый среди фильмов Алексея Германа. По форме и по интонации «Двадцать дней...» — размышление. Размышление о человеке на войне, но также о способах его воплощения в искусстве, о жизненной и художественной правде. Там есть эпизод киносъемки, где впрямую сталкиваются две позиции, два взгляда на кино, на искусство в отношении к реальности. Алексей Герман не только дал прозвучать - в начале фильма и в конце - голосу самого Константина Симонова, автора повести «Из записок Лопатина», которая легла в основу фильма, но, я бы сказал, Герман зарядился от симоновской прозы доверием к неэффектному факту, к несочиненной реальности, которая в руках Германа оказывается необыкновенно выразительной. Пересматривая в который раз этот фильм, я не за историей как таковой тут слежу – истории, собственно, здесь и нет (ну, приехал майор-журналист в отпуск в тыловой Ташкент, ну встретился с женой, подавшей тем временем на развод, ну встретился, был на минутку обогрет другой женщиной, которая в промозглое серое утро вышла на улицу его проводить, возвращающегося на фронт…), нет, не фабулу смотрю, которую, кажется, наизусть знаю, а состояние мира и состояние человека, так полно развернувшиеся здесь. Вот уж действительно: панорама войны «без войны», панорама тыла с его сиротской неуютностью и отчаянием, напряжением сил и неистребимостью жизни. Она занимает, кажется, все пространство фильма и является его истинно главным сюжетом. Война «без войны», она в каждом эпизоде, в мельчайшей реплике, в проходном (для фабулы) кадре. Ну хотя бы в этих мальчишках с усталыми лицами, малолетних героях труда, которых поднял на руки директор, только что державший пламенную речь на заводском митинге в тыловом Ташкенте. Или в женщинах, которые по-мужски трубят в оркестровые трубы, когда митинг закончился. Или в строе солдат, которые только что побывали в театре и теперь направляются на фронт. Они проходят строем мимо афиш, и я каждый раз гадаю: что они смотрели: лермонтовский «Маскарад» или пьесу Корнейчука «Фронт»? Не покидает ощущение, что перед тобой воссозданный в естественном потоке, с нерасчлененностью на главное и неглавное, кусок подлинной военной жизни. Фильм «Двадцать дней без войны» в эфире 17 декабря 2006 в 17:30. |