|
Выставка «Традиции нонконформизма»«Другое» искусство, неофициальное, альтернативное, второй авангард и советский андеграунд - как только не называли живопись 60-х -80-х годов XX века, которая не вписывалась в рамки соцреализма. Отсюда еще одно название -«нонконформизм». Сегодня в Московском музее современного искусства на Петровке открывается выставка под названием «Традиции нонконформизма». На ней представлены работы из коллекции Иосифа Бадалова. Одними из первых с экспозицией познакомились «Новости культуры».Эдуард Штейнберг - из главных героев выставки «Традиция нон-конформизма». Именно с его картин началась коллекция Иосифа Бадалова. Ольга Портнова, куратор выставки: «Коллекция очень молодая…большинство работ никогда нигде не экспонировались». Выставляться авторы этих работ в застойные времена не могли. Для занятий живописью они находили более сложные мотивы. Эдуард Штейнберг, художник: «У меня не было в искусстве, знаете, заказ – антизаказ, я просто обжегся культурой». Частью этой обжигающей культуры для Штейнберга стали традиции русского авангарда, живопись Казимира Малевича. От метафизических композиций с птицами и рыбами в свое время он перешел к просто композициям. Геометрической абстракцией продолжает заниматься и сегодня. Живет то в Тарусе, то в Париже. Эмиграция – популярный мотив в биографиях художников нон-конформистов. Хотя само это название– нон-конформизм - сегодня кажется им конъюнктурным, они предпочитают другое. Владимир Немухин, художник: «Оно так и называлось - другое искусство, никакое не антисоветское, никакой борьбы с режимом не было». Юрий Купер, художник: «Делить искусство на конформистское и нон-конформистское – нелепая затея». Эдуард Штейнберг, художник: «Художник всегда свободен и всегда выступает против». Эти художники занимались не политическим искусством, а чистым: проблемами поверхности холста, простых форм, линии, цвета. Гигантская палитра художника Юрия Купера - своего рода метафора. Юрий Купер, художник: «Я хотел посмотреть на тарелку, на которой я краски размешиваю, как на некий космос». Эстетическая альтернатива соцреализму в живописи московских художников 70х -80-х годов была разнообразной. Куратор Ольга Портнова отобрала из коллекции Бадалова картины 17 авторов. Есть фарфор и живопись Оскара Рабина, пара полотен Владимира Вейсберга, серия Владимира Янкилевского, графика Свешникова и Мастерковой. Но наиболее полно - залами - представлены три художника: Эдуард Штейнберг, Владимир Немухин и Игорь Вулох. Личный вкус коллекционера явно тяготеет к абстракции. Русские абстракционисты 70-х-80-х противостояли соцреализму исключительно профессиональными средствами: занимаясь фундаментальными вопросами живописи, подключаясь к диалогу с западными художниками XX века и реанимируя прерванную отечественную традицию. Юрий Желтов, художник: «Соединение русского авангарда с иконой меня очень занимало». В Советском Союзе эти художники работали, будто в закрытом НИИ: в стол и для редких ценителей. Юрий Желтов, художник: «Мы работали для себя, ничего не продавалось. Все дарилось». Затем времена изменились, и неофициальное советское искусство нашло свою публику, покупателей и коллекционеров на Западе. Картины Краснопевцева, Вейсберга и Штейнберга сегодня бьют рекорды на аукционах. Некогда неофициальное искусство адаптировалось вполне. В названии выставок художников, прежде считавшихся авангардными, стало возможным слово «традиция». Но продолжателей этой традиции в современном российском искусстве не заметно. Юрий Желтов, художник: «Они пошли не по линии пластики, которая была у нас, а по линии анекдота». В современном российском искусстве победила скорее традиция соц-арта. А пластическими поисками продолжают заниматься всё те же художники. И Немухин, и Штейнберг, и Вулох продолжают писать и сегодня. |