|
Людмила Целиковская: «Стой, и обязательно тебя зальет солнце»Лучистый взгляд и всепокоряющая улыбка. «Солнечная» – так говорили про Людмилу Целиковскую. В этой актрисе удивительным образом соединились молодой задор и женский шарм. «Сердца четырех», «Воздушный извозчик», «Антон Иванович сердится». Ее веселых и жизнерадостных экранных Шурочек, Симочек, Любочек полюбили зрители разных поколений. Однако за легкомысленной внешностью героинь лирических кинокомедий скрывалась серьезная театральная актриса и женщина с железной волей. Сегодня со дня рождения Людмилы Целиковской исполняется 90 лет. Рассказывают «Новости культуры».«Маленький клоун» – так называли Людмилу Целиковскую в детстве. Поначалу родители надеялись, что их дочь, обладавшая абсолютным слухом, продолжит музыкальную династию, но в девочке уже с ранних лет ярко проявлялись несомненные актерские задатки. Еще студенткой Щукинского училища она много снималась – «Молодые капитаны», «Сердца четырех», «Воздушный извозчик». Формально Целиковская нарушала правило училища – студентам запрещалось работать в кино, но за нее просил сам Рубен Симонов. Сталин после просмотра картины Эйзенштейна «Иван Грозный», где она играла царицу Анастасию, сказал: «Царицы такими не бывают». Ей одной из всей съемочной группы не вручили Государственную премию. «Он считал, что царицы должны быть серьезные, неулыбчивые, торжественные. А здесь царица была – ну, девчонка. Анастасия действительно была девчонкой», – говорит сын Людмилы Целиковской – Александр Алабян. С одной стороны – невероятная популярность ее киноролей. С другой – череда ярких постановок в Театре имени Вахтангова, куда сразу же после Щукинского училища ее пригласил главный режиссер Рубен Симонов. «Маленькие трагедии», «Много шума из ничего», «Живой труп», «Ромео и Джульетта». Людмила Максакова, лучшая подруга по театру, постоянная соседка на гастролях, всегда восхищалась юмором Целиковской. В памяти остались сотни историй. «Обожала всегда технические термины. Читала много, чтобы быть в курсе. Я ее подвожу домой, она: "Ты водишь машину спарод-корпакулярно". Я говорю: "Это что такое?" – "То рвешь, то стоишь"», – вспоминает Максакова. Потом был Театр на Таганке. В трудные времена вместе с мужем Юрием Любимовым она боролась за каждый спектакль и даже сама писала пьесы. На Таганке ее называли Королевой. Одной из последних актерских работ Целиковской стал спектакль Вячеслава Шалевича «Коварство, деньги и любовь» по «Голубой книге» Михаила Зощенко. Режиссер вспоминает: объездили с постановкой всю Россию, и всюду Целиковскую встречали восторженные поклонники. «Она могла топать ножками, потом выходила в роскошном романсе – энергетика была невероятной. Это был невероятный поток народного обожания», – рассказывает Шалевич. «Скорость была, как у электровеника. Моментальные решения. Говорила: "Стой, и обязательно тебя зальет солнце. После зимы наступит весна". Это была теория жизни», – замечает Людмила Максакова. Мудрая, опытная, пережившая много потерь, она всегда оставалась неисправимой оптимисткой. Такой вспоминают ее друзья и коллеги, такой видел ее зритель. Солнечной женщиной с улыбкой и сияющими глазами – безусловной легендой своего поколения. |