|
Иван Переверзев. Путь от моряка к адмиралуКумир кинематографа 1940-х – 1970-х годов Иван Переверзев воплотил на экране целую галерею героев ушедших эпох. Это были и реальные исторические персонажи, и образы, пропагандирующие силу духа простого советского человека. И те, и другие принесли актеру славу и профессиональное признание. Его любили, в него влюблялись несколько поколений зрителей. Люди, близко знавшие актера, были покорены его щедростью и смелостью. Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Ивана Переверзева. Рассказывают «Новости культуры».Говорят, несостоявшийся актер играет всю жизнь. У Ивана Переверзева все было наоборот. Сын простых крестьян, он с детства отличался отменным здоровьем и мечтал поступить в морское училище. Но моряком Переверзеву не суждено было стать. Несколько лет он работал слесарем, пока друзья не посоветовали ему, обладателю неординарной внешности, попробовать себя в качестве актера. Окончив училище при Театре Революции, Переверзев сыграл в двух спектаклях. Но впереди было кино. Первым фильмом, принесшим актеру славу, стала комедия «Моя любовь», вышедшая в 1940 году. «Мужская часть страны влюбилась в Лидочку Смирнову, а женская – в Ивана Переверзева», – рассказывает кинокритик Ирина Павлова. Именно на съемочной площадке сбылась детская мечта Переверзева. Он сыграл сразу несколько ролей отважных героев-моряков. Капитан-лейтенант Найденов в «Морском ястребе», полковник Рябинин в фильме «Это было в Донбассе», Никулин в картине «Иван Никулин, русский матрос». В 1952 актер, игравший матросов, достиг звания адмирала. Такую возможность ему подарил великий Ромм, утвердив на главную роль в своей дилогии об адмирале Ушакове. «Ромм заставил всю группу относиться к Переверзеву, как к Ушакову. Когда он проходил, люди вытягивались в струнку, боялись дышать. Это было лучшее время в его жизни», – продолжает Ирина Павлова. После лент «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» образ великого флотоводца в сознании народа прочно ассоциировался с Переверзевым. Даже памятники адмиралу лепили с лица актера. Режиссеры считали за честь работать с Переверзевым. «Он был исключительно точный. С ним была гордость работать. Он играл так, что начинаешь чувствовать себя человеком», – вспоминает Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Слава принесла актеру уверенность в себе. Переверзев мог позволить себе вольности даже в общении с главой государства, как было во время визита в Москву Поля Робсона. Американский гость был восхищен личностью советского актера, не отходил от него ни на шаг, игнорируя самого Хрущева. В результате генсек не выдержал и попытался прервать собеседников. Реакция Переверзева вошла в историю. «Он покрутил головой и сказал: "Да пошел ты!". И на этом общение Хрущева с Полем Робсоном закончилось», – замечает Ирина Павлова. Удивительно, но после этого случая актер не лишился ни славы, ни наград. Его слишком любили. В 1969 году молодой режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич пригласил Переверзева в свою ленту «Опасные гастроли» на роль губернатора Одессы. «Я не видел другой фигуры, которая может у меня сыграть губернатора Одессы», – говорит режиссер. Смелый для тех лет сценарий, малоизвестный режиссер, в главной роли – поэт Высоцкий. Шансов на постановку было немного, но Переверзев фактически спас картину. «Он и в жизни был такой грандиозный, высокого роста, очень красивый, с такой мощной шевелюрой, медленно разговаривал. Когда я его увидел, я понял, что я попал», – добавляет Юнгвальд-Хилькевич. Как и все ленты с Переверзевым, «Опасные гастроли» были обречены на успех. В 1970-х актер уже в солидном возрасте продолжал сниматься. Одной из последних стала роль в картине «Чисто английское убийство». Переверзев уже не смог сам озвучить роль, за него это сделал старый друг Евгений Весник. В 1978 году адмирал Переверзев закончил свое плавание. Актер похоронен в Москве. Но где-то в море продолжает свой путь корабль, названный в его честь. |