|
Сто лет со дня рождения Ивана ЛюбезногоИсполнилось сто лет со дня рождения актёра Ивана Любезного, одного из тех мастеров экрана, которые заставляют с ностальгией вспоминать и пересматривать фильмы советских времён. Мастерство Ивана Александровича Любезнова было взращено академической школой Малого театра, старейшей драматической сценой Москвы. В знаменитой книге театроведа Ольги Дзюбинской «Малый театр» о нём сказано чётко и ясно: Любезнов – актёр Островского. Рассказывают «Новости культуры».В кино Иван Любезнов начал сниматься в 26 лет. Его первая роль звездной не была. Известность принесли картины режиссера Ивана Пырьева. Сначала «Богатая невеста», потом «В шесть часов вечера после войны». Вера Максимова, критик: «Офицер, которого он играл, рядом с ослепительным героем Самойлова – он был прост, он был другом, он был вторым, но как он был важен рядом с ним». Пырьев стал для Ивана Любезнова главным режиссером. Но сыграл в его жизни и еще одну роль – соперника-разлучника. Актриса Марина Ладынина ушла от Любезнова к Пырьеву. Казалось бы – конец отношениям актера и режиссера. Но получилось с точностью до наоборот. Любезнов много снимался у Пырьева, и, по иронии судьбы, это были лучшие его роли. И все-таки, в первую очередь, Любезнов всегда считал себя театральным актером. В Дом Островского он пришел сразу после окончания ГИТИСа, потом был театр Сатиры и возвращение в Малый – теперь уже навсегда. За 40 лет Любезнов сыграл огромное количество ролей – главных и второстепенных. Но даже в эпизодах ему удавалось оставаться в центре внимания. Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР: «Он всегда был таким заводилой. Он массу анекдотов знал. В общем, всегда вокруг него собиралась стайка людей, особенно молодежи». Для молодых актеров каждый выход на сцену вместе с Любезновым был своего рода экзаменом и мастер-классом. Хотя роль советчика и наставника сам Иван Александрович к числу любимых не относил. Вячеслав Езепов, народный артист России: «Он не принадлежал к актерам, которые учили, настаивали, раздражались – он был мудрый актер, поэтому к нему тянулись. И очень доброжелательным. Если он и подсказывал что-то – он это делал тихо, в коридоре или в гримерной». Иван Любезнов всегда чем-нибудь удивлял коллег. То ярким этюдом, то неожиданной импровизацией. А то и вовсе – угощением. Когда репетировали спектакль «Пучина», актеры всегда с нетерпением ждали сцену чаепития. Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР: «Любезнов всегда приносил чай, заварку – жасмин. Я тогда первый раз в жизни попробовал. Он просил реквизиторов заварить чай. А когда он появлялся на сцене, что-то колдовал, такой аромат шел по всей сцене, даже в зале слушали». Любезнов стал одним из первых актеров Малого театра, заработал имя, уважение. Казалось, и друзья были, и роли, и награды. Но все равно чего-то не хватало, чего-то очень важного. Клавдия Моисеева, актриса: «Я хорошо помню момент, когда он подсаживался – иногда и во время репетиций, а иногда, уже когда работали спектакль, и у нас было время до выхода на сцену. «Клава, ну, поговори со мной». Ему очень хотелось тепла, хотелось внимания». К концу жизни театр стал для Любезнова единственной радостью и смыслом жизни, настоящим домом. Когда Ивана Александровича не стало, дом сразу опустел. |