История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Оркестр имени Осипова готовится к 91 сезону

«Зачем России атомная бомба, если у нее есть оркестр имени Осипова» - так, ещё в советские годы, писала американская пресса после одной из гастрольных поездок этого российского коллектива по Соединенным Штатам. За девять десятилетий существования его название неоднократно менялось. От Первого московского великорусского оркестра, чье первое выступление состоялось в столичном саду «Эрмитаж» 16 августа 1919 года, до Национального академического оркестра народных инструментов России. Юбилейный концерт пройдет в декабре, в Зале имени Чайковского, и, наверняка, станет не единственным запоминающимся событием нового, 91-го сезона осиповского оркестра. Тем более, что подготовка к нему уже началась. «Новости культуры»
побывали на одной из репетиций.

Неожиданный вызов на работу артистам оркестра дарит радость, за лето соскучились. В репетиционном зале обстановка не рабочая, инструменты отдыхают, как и концертные костюмы, но музыканты без музыки не могут, а потому настроили инструменты и заиграли.

Галина Сазонова – домристка, играет в оркестре 40 лет, Майя Воронец – гусляр, в оркестре 45. И очень гордится своим инструментом.

Майя Воронец, исполнительница на гуслях, народная артистка России: «Это старинные гусли, которые заказывал еще Василий Андреев, фирма "Генгенс", Петербург. Этому инструменту более 100 лет».

Кстати, играть на гуслях Майя Воронец научилась уже в оркестре, у легендарной Веры Городовской.

Майя Воронец, исполнительница на гуслях, народная артистка России: «Я пришла в баянную группу, заканчивала Гнесинку, как баянистка. А была гуслярша Вера Николаевна, она меня приобщила, тогда на гуслях нигде не учили».

В этом оркестре традицию передают молодежи, что называются, из рук в руки. А ведут ее от самого Василия Андреева, основателя первого оркестра русских народных инструментов. После революции он выступал с ним на фронтах гражданской войны, умер от воспаления легких, заболел, выступая во фраке в стужу. Позднее два музыканта из его коллектива – Борис Трояновский и Петр Алексеев - организовали новый оркестр, который теперь все знают как осиповский. Имя Осипова оркестру присвоили в 46-м, Николай Петрович руководил оркестром в годы Великой Отечественной. Не просто руководил, спас коллектив, когда он практически перестал существовать.

Галина Сазонова, домристка, народная артистка России: «В оркестре играли мужчины, всех забрали на фронт. Он добился, чтобы вернули музыкантов. Прямо из боя некоторых вызывали и отправляли в Москву».

В разные годы за пульт оркестра вставали видные музыканты: Ипполитов-Иванов, Глиэр, Гаук, Голованов. Целая эпоха связана с именем Николая Калинина. Он руководил оркестром четверть века. Дирижер делал ставку на просветительскую работу, самобытный репертуар и высочайший профессиональный уровень. При этом смело брал в оркестр молодежь.

Дмитрий Дмитриенко - сейчас играющий директор родственного оркестра - «Боян», а начинал в осиповском.

Дмитрий Дмитриенко, баянист: «Пришел сюда студентом 1-го курса, едва начав учиться. Свое вообще первое выступление с оркестром играл спустя 3 месяца, на гастролях в Вологде. От волнения у меня так быстро пальцы побежали, и слышу – стой, стой! Он пытался меня осадить в темпе».

90 – для оркестра не возраст. А славное прошлое обязывает держать высокую планку. Весной в оркестр пришел новый дирижер Владимир Андропов. С ним связаны надежды на новые успехи этого коллектива.