История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Бояков Эдуард на «Худсовете»

Эдуард Бояков, художественный руководитель театра «Практика», был в гостях у «Худсовета» 19 октября 2005 года.

Эдуард Бояков больше известен публике как один из вдохновителей и организаторов Национального фестиваля «Золотая маска». В этом сезоне он представил новую театральную инициативу, которая имеет все шансы стать не менее известной и популярной, чем глобальный проект «Маски». Театр «Практика» - новая площадка Москвы, на которой можно будет увидеть работы молодых режиссеров, драматургов, сценографов. Подробнее о новом театральном начинании – на нашем «Худсовете».

В Москве появился новый театр. Ну и что, скажут скептики, избалованные подобными новостями подобного рода, в Москве что ни день – то новый театр. И все-таки они будут неправы: появившийся театр «Практика» - это не просто новый театральный адрес в бывшем помещении Театра Луны. Это новое театральное начинание. На фоне театров, сориентированных на зрительский успех, на кассу, или наоборот, театров-музеев с мощной идеологией прошлого, «Практика» кажется пришельцем, марсианином с принципиально другой ДНК и группой крови. Задача «Практики» – знакомство зрителя с самыми актуальными формами современного театра. Это не просто новая авангардная форма, а активная социальная позиция. Иными словами, здесь не будет спектаклей «ни про что». А что там будет, об этом знает лучше всего художественный руководитель «Практики» Эдуард Бояков.

- Практики Вам в жизни всегда хватало, чего стоит «Золотая маска». Почему Вы все-таки решили заниматься этим проектом, сложным, неоднозначным?

- В «Золотой маске», а также при подготовке следующих проектов, прежде всего, фестиваля «Новая драма», которую мы вместе с МХАТом имени Чехова и Театром.doc придумали несколько лет назад, для нас стала очевидна необходимость появления нового адреса театра, который был бы полностью сконцентрирован на работе с современной драматургией, с современными авторами. Именно они, как никто другой, как никакие режиссеры, никакие классические тексты способны передать сегодняшний пульс, ухватить сегодняшнюю нашу жизнь и попытаться принести сегодняшнее дыхание реальности, наш ритм сумасшедшей Москвы, круглосуточный ритм на театральные подмостки. Это нужно, потому что это театр, который должен смотреть не только назад, но и в сегодня, и в завтра.

- Но в этом театре должен быть какой-то специфический профессиональный зритель? Если да, то не боитесь ли Вы, что этот поток все-таки иссякнет рано или поздно, или он адресован всем, даже неподготовленым?

- Я боюсь слов «профессиональный зритель». Скорее, в нашем театре может случиться встреча театральных завсегдатаев с теми людьми, которые в последнее время, может быть, потеряли интерес к театру именно в силу большого количества таких музейных, старомодных, консервативных компаний, которые в общем-то создают сегодня по-прежнему большинство московской театральной афиши. Мы живем в мегаполисе, и этот житель мегаполиса - человек, который, с одной стороны, работает, зарабатывает деньги, который пытается решить свои жизненные вопросы, тем не менее, эти люди задают вопросы и другого свойства - они задумываются о смысле жизни, и мы здесь постараемся установить диалог с этим зрителям.

- Скажите, если обратиться к Вашей личности: происходит ли раздвоение – кто в Вас превалирует, когда Вы принимаете решение – художник или продюсер?

- Здесь не может быть раздвоения, потому что роль продюсера сегодня – безусловно, роль креативная. Продюсеры создают смыслы, продюсеры придумывают проекты. Для продюсера пьеса такой же ресурс, как и деньги. Если он творческий человек, то он оперирует одинаково. Так же как и наоборот: любой режиссер должен думать не только об общении с Богом, Всевышним, но и о людях, которым он адресует свое искусство, следовательно, он должен думать о целевой аудитории, о зрителях, о рекламе и т.д.

- В программе заявлены детские спектакли. Как Вы соотносите это с программной установкой театра? Потому что детская публика, конечно, самая современная, но она и самая традиционная. Как быть с Вашей актуальностью?

- Это очень важно. Именно это и является частью нашей декларации. С одной стороны, мы говорим о социальной ангажированности, об активности нашей социальной позиции. Будут спектакли о войне, о проблемах наших. А с другой стороны, конечно, мы не можем пройти мимо того, что существует детский зритель. Мы хотим с ним жить, хотим воспитывать этого зрителя. Для этого буквально на днях будет премьера спектакля, который называется «Сказка, которая не была написана». Ученики Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума из театра «Тень» делают удивительный, по-моему, спектакль, который сочетает в себе и теневой театр, и новую драматургию, и живую игру актеров, и пластику.

Беседу вела Нара Ширалиева.