|
Илья Фрэз. Образ сказочникаОн снимал большое кино для маленьких зрителей. После войны, в 1945 году он был зачислен в когорту классиков советского детского кино – таких как Марк Донской и Александр Роу. Илья Фрэз стал продолжателем их традиций. Его первые комедии «Слон и веревочка», «Первоклассница» получили термин «воспитательные». Затем были «Приключения желтого чемоданчика» и «Чудак из пятого "Б"», а еще «Вам и не снилось». Эта работа режиссера про современных Ромео и Джульетту стала настоящим открытием для поколения 1980-х. По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» фильм был назван лучшим фильмом 1981 года. Сегодня со дня рождения режиссера Ильи Фрэза исполняется сто лет. Рассказывают «Новости культуры».«Слон и веревочка» стал дебютным фильмом режиссера Ильи Фрэза и вторым в биографии шестилетней актрисы Натальи Защипиной. Режиссер покорил девочку тем, что относился к ней по-взрослому. «Он ставил задачу: "Сейчас ты должна обидеться. Вспомни, как с мамой, как с ребятами. Расскажи, как". Я вспоминала, рассказывала – "Но вот сейчас это и произойдет". Он как-то умел настроить ребенка, что это все было натурально», – вспоминает Наталья. Работа была не из легких. На съемочной площадке маленькой актрисе пришлось сидеть верхом на верблюде, разговаривать со слоном, быть в кадре с тиграми и леопардами. Всех животных каждый день привозили из цирка в зоопарк, где проходили съемки фильма. «Стоял слон. Я должна была сесть ему на коленку и взяться за ухо, а ухо, как фанера, туда-сюда, туда-сюда. У меня была шишка огромная. А Фрэз организовывал, чтобы не было страшно. Обидно – вокруг мальчики, девочки смотрят. Я готова была что угодно делать», – продолжает она. Когда съемки затягивались, вмешивались Раневская с Пляттом: «Дайте ребенку отдохнуть!». Однако девочка каждый раз заявляла: «Нет, будем работать. Мы же работаем». Это была победа режиссера. Даже маленькие актеры чувствовали на площадке свою ответственность. Портрет из фильма «Первоклассница» долгое время пролежал в чулане. Мама Натальи Защипиной боялась, что популярность испортит дочку. Ведь после выхода этой картины, в которой Наталья снова сыграла главную роль, юная актриса стала известна не только в Союзе, но и далеко за его пределами. «Мне до сих пор люди говорят, что ничего лучше не снято, потому что фильм очень добрый», – замечает Наталья. Актриса Татьяна Аксюта встретилась с режиссером Фрэзом уже взрослой. Замужняя, почти выпускница ГИТИСа, она сыграла девятиклассницу в картине «Вам и не снилось» – истории советских Ромео и Джульетты. Повесть Галины Щербаковой, кстати, называлась «Роман и Юлька», но в Госкино название потребовали заменить – неужели автор себя Шекспиром возомнил? Съемки начались для Аксюты неожиданно. На второй же день снимали финальную сцену. А ведь актеры еще не были знакомы. Фрэз запомнился ей тем, что никогда не посвящал их в свои планы. «Он мог иногда строго себя вести, говорить, что все его не устраивает, а потом вдруг подходил, садидся на корточки. Где-то и посмеется. Он для меня был как Андерсен, как сказочник – такой образ остался», – вспоминает Татьяна Аксюта. Сказки детей советского поколения. Герои фильмов Ильи Фрэза – мальчики и девочки в красных галстуках – искренние, умные, веселые. Пройдя водоворот приключений, став вдруг вожатым, влюбившись в девочку из соседней школы или найдя чемоданчик с волшебными лекарствами, даже самые «плохиши» становились ответственнее и взрослее. Школа фильмов Ильи Фрэза в советское время была не менее важной, чем обычная школа. |