История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Абдусаламов Шавкат на "Худсовете"

7 декабря 2005 года в гостях у рубрики «Худсовет» был художник, писатель, режиссер Шавкат Абдусаламов.

9 декабря в отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка одного из самых загадочных персонажей современного искусства – Шавката Абдусаламова. В художественном мире он известен как Такваш, а выставка называется «Пространство Шавкат.А». Шавкат Абдусаламов, называющий себя именем Тавкаш, личность уникальная. Он и живописец, и кино-художник, и режиссер, и писатель.
Как художник он работал с Элемом Климовым в фильме «Агония», с Тарковским – на «Сталкере», с Али Хамраевым – в картинах «Триптих» и «Телохранитель». Шавкат Абдусаламов оформлял знаменитый спектакль «Восхождение на Фудзияму» в театре «Современник». Еще он написал книгу «Единорог», и был номинирован на Букер.

9 декабря в столице открывалась третья персональная выставка легендарного художника. Его работы находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, а также в частных коллекциях России, Европы и Соединенных Штатов Америки.

- Шавкат Фазылович, почему Вы выбрали себе такой псевдоним «Тавкаш»?

- Ушел от каких-то признаков, для того чтобы раствориться в мировом контексте культурного поля. Ушел, растворился. Вот это важно. Важно раствориться в тумане.

- В названии Вашей выставки есть слово «пространство». Что для Вас пространство? Что там будет? Это работы для кино, живописные произведения? Или это какие-то фрагменты сценографии?

- Это живописные произведения. Я всю сознательную жизнь изображал один и тот же пейзаж. Живя в России, я ни разу не видел русского пейзажа во сне. Может быть грустно, может быть нет. Я вижу только те пейзажи, которые знаю с детства. Они пустынны. По этим пейзажам ходили караваны. Они доходили до святых земель, шли обратно. По Шелковому пути в Китай и обратно. Поэтому мне видятся эти дали. Это и есть мое пространство.

- Известно, что Вы бескомпромиссный художник. Вам сложно найти единомышленника, скажем в кино? Когда Вы работаете как художник, то с режиссером легко найти общий язык?

- Те, кто приглашают, обычно находят. Потому что я умею выдумывать. Это очень важно в кино. Ты, скажем, запускаешься со сценарием. Пока он прошел, ты столько уже изведал, и так намучился, что уже не знаешь, про что будешь снимать. Тут и нужен какой-нибудь такой человек. В группе это может быть оператор или художник. Так меня и выбирали.

- Вы работали с такими легендарными мастерами как Элем Климов, как Тарковский, а недавно сделали картину с режиссером-дебютантом - Ильей Хржановским. Это фильм «Четыре». Почему Вы решили с ним работать. Вам важно, что или важно с кем?

- Нет. Во-первых, Илюша меня сам выбрал. Ему нужна была поддержка, он был в полной изоляции, в полном непонимании того, что он делает. Ему нужен был соратник. Притом, что у нас значительная разница в возрасте, он меня знает с детства. Первые мои ощущения от сценария были настолько точны для него, что он решил, что у него будет Шавкат. Даже не читая сценария, а просто с его слов, я стал говорить и это было попадание. Так у нас и состоялся союз.

- А остальные союзы состоялись таким же образом: было понимание с полуслова или без?

- Да, потому что я никогда не состоял в штате. Я приходил и подолгу не читал сценарии. Я не беру сценарий в руки. Мне важно, что говорит режиссер. Также бывает с пьесами. И Антониони мне не давал сценария. Он просто говорил, а я импровизировал. Это было важно.

Беседовала Полина Ермолаева.