|
«Таинство пейзажа» Никиты ФедосоваХудожник Никита Федосов прожил всего 53 года, но оставил в истории отечественного искусства значительный и значимый след. «Таинство пейзажа» – так называется выставка, которая посвящена 70-летию со дня рождения мастера и проводится в рамках проекта «Романтики реализма». Никита Федосов – певец неброской красоты русской природы и бытописатель деревенской жизни – действительно был романтиком. Его работы высоко ценят и зрители, и специалисты, и собиратели, его картины хранятся во многих музеях. О выставке «Таинство пейзажа» рассказывают «Новости культуры».«Для меня живопись – это когда созвучие цветов на холсте производит на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда», – говорил Никита Федосов. Больше всего художник любил пейзаж и считал его высочайшим жанром в изобразительном искусстве. Но известность ему принесла жанровая картина. «На Двине» – так называлась дипломная работа Федосова. Она произвела фурор не только среди студентов и преподавателей Суриковского института. О молодом художнике заговорили в профессиональной среде. «Он даже вошел в ту плеяду художников, которых позже стали называть "деревенщики". Это и Пластов, и Кугач, Ткачев и многие другие. Одно из первых мест занял», – говорит народный художник России Владимир Телин. Тем не менее, Никиту Федосова в первую очередь интересовал не сюжет, а сама живопись. В 1960-е – 1970-е годы большие жанровые картины создавались по заказу и часто наспех, во время творческих командировок. Это не устраивало Федосова. Вместе со своими коллегами он создал группу из четырех человек. Художники отошли от социальной жизни, чтобы писать романтические пейзажи. «Федосов боялся официоза. Он не хотел участвовать во всех собраниях, заказных выставках. Он выбрал для себя подвижнический путь. Исключительно открытие природы и самосовершенствование», – рассказывает куратор выставки Анастасия Цыплакова. Чтобы открыть таинство пейзажа, Никите Федосову достаточно было поселиться в деревне в Тверском крае. Он писал покосившиеся сараи и кривые мостики, весенние прогалины и первый снег, тени от берез и вечернюю зарю. Проза превращалась у него в поэзию, а конкретный пейзаж – в космический образ. «Он из простого сарая извлекал мир целый. Сарай, куст – что угодно. Смотришь и видишь. Умение из ничего создать образ мира – это чрезвычайно важно», – говорит народный художник России Алексей Суховецкий. Жизнь и живопись были для Никиты Федосова синонимами. Глядя на его пейзажи, можно представить, чем он жил. |