История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Шедевры старого кино. «Котовский»

С детства Котовский увлекался чтением авантюрных романов и захватывающих драм, эта страсть определила и драматургию его жизненного пути.

Человечество всегда делилось на тех, кто живет в реальном мире, и тех, кто предпочитает вымысел и книжные фантазии.
Искусство не раз изображало героев, занятых воплощением книжных идеалов в собственной жизни. Как пишет Сервантес, «воображение Дон Кихота было поглощено всем тем, о чем он читал в книгах: чародейством, битвами, вызовами на поединок, ранениями, объяснениями в любви, любовными похождениями и разной невероятной чепухой, и до того прочно засела у него в голове мысль, будто все это нагромождение вздорных небылиц – истинная правда, что для него в целом мире не было уже ничего более достоверного».
Все это забавно, когда касается героя вымышленного, такого, как Дон Кихот. И до чего удивительно, когда мы узнаем, что знаменитые люди из недавней истории также строили драматургию своей жизни вслед книжным романам и историям о благородных разбойниках.

Григорий Котовский, легендарный вождь красной конницы, жил именно так: каждый его шаг был продуман и эффектно выстроен, как если бы на него ежесекундно смотрел зритель. Это был яркий артист, играющий свою роль прямо в жизни.

Увлекательные эпизоды фильма, снятого об этом человеке в 1942 году, по всей видимости, гораздо бледнее, чем сцены, срежиссированные в реальности самим Котовским.
Но фильм преследовал другие цели. В сороковые годы на экранах появляется целая цепочка картин о людях, творивших историю. Необходимо создавать новые легенды, новый народный эпос. Страна нуждается в героях и памятниках. В военные годы сюжеты о бесстрашных героях пользуются повышенным спросом.
Фильм «Котовский» выделяется на общем фоне. Это настоящий боевик с многочисленными погонями, приключениями и побегами из тюрьмы. Собственно, и большевистской агитации там не так уж много. Могло быть и больше, советский кинематограф хорошо знает, что такое иделогические речи и политические интриги на экране.
Наиболее чуткие режиссеры стремились превратить красных комдивов и командармов именно в персонажей русских былин. Образцом стала картина о Чапае, похожая на русскую народную песню. В «Чапаеве» действительно очень много поют, протяжно и задушевно, а Василий Иванович долго и с удовольствием слушает, иногда сам запевает, отчего создается впечатление, что эта широкая натура – персонаж не из истории, а из песни (например, о черном вороне).
Котовский – герой другого плана. Это позер, благородный разбойник, еще при жизни прозванный «бессарабским Робин Гудом». С детства Котовский увлекался чтением авантюрных романов и захватывающих драм, эта страсть определила и драматургию его жизненного пути.
Выходец из небогатой дворянской семьи, силач и заика, он не ведал о большевиках и даже не подозревал о славном будущем красного маршала.
Но легенда о нем складывается так же, как о Чапае. Котовский в первых же кадрах поет раздольную русскую песню.
Титры фильма подобны слогу русских былин «и бежал он еще из четырех тюрем…»
Факты реальной жизни Котовского во многом подогнаны под былинный образ благородного богатыря. Сценарий Алексея Каплера прошел через многие поправки, прежде чем воплотился на экране. В фильме агроном Григорий попадает в тюрьму за то, что заступился за несправедливо наказанного крестьянина, история же говорит о том, что в тюрьму он впервые угодил из-за убийства и любовной истории. Он полюбил молодую княгиню в богатом именье князя Кантакузино. Любовь оказалась взаимной. Об этом узнал князь и решил проучить Григория, после чего Котовский убил помещика и поджег его именье.
С этого момента невзлюбил бунтарь всех помещиков и «буржуев» и началась его разбойная жизнь, стал он жить, как Дубровский, в лесах вместе с крестьянами и беглыми каторжниками. Бессарабские газеты писали о «дворянине-разбойнике Котовском» слово в слово, как в пушкинском «Дубровском»: «Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим. Не было безопасности ни по дорогам, ни по деревням. Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии, останавливали путешественников и почту, приезжали в села, грабили помещичьи дома и предавали их огню. Начальник шайки славился умом, отвагою и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса...» Репортеры, биндюжники и помещичьи дочки добавляют небылиц к и без того эффектным выходкам Котовского. Его грабежи похожи на приключения и полны выдумки и риска.
Подъехав с сопровождением к одной из помещичьих усадеб, герой мог объявить: «Котовский. Вероятно, слыхали. Дело в том, тут у крестьянина Мамчука сдохла корова. В течение трех дней вы должны подарить ему одну из ваших коров, конечно, дойную и хорошую. Если в три дня этого не будет сделано, я истреблю весь ваш живой инвентарь! Поняли!?» …И счастливый крестьянин получал корову.

Котовский знает, что о нем пишут, знает, что уже является героем слухов и первых легенд. Он тщеславен и любит усилить впечатление. Григорий Котовский обожает произносить речи, превращая суд или демонстрацию в театральное действо. Где-то даже переигрывая, Котовский ставит один номер сильнее и азартнее другого — публика аплодирует! Он с удовольствием меняет костюмы. То он – дьякон, то – помещик, то- офицер. Говорят, в этом человеке жила большая тоска, толкающая его крутить перед всей Россией бесконечный фильм-экшн.
Каждый побег Котовского из тюрьмы – целый детективный роман. Не один раз и не из одной тюрьмы бежал Котовский. Мощный, атлетически сложенный, необычайной физической силы и железной воли человек, Котовский выдумывал самые фантастические, «нахальные», как он сам говорил, планы побегов. Бежать каждый раз надо было так, чтобы об этом заговорила «вся Россия».
Не революция, как говорится в фильме, отменила царский приговор о повешении Котовского. Об этом похлопотали его друзья и поклонницы. По преданиям, Котовский вышел из тюрьмы в кандалах и сразу поехал в оперный театр. В антракте он произнес блистательную речь о свободе и тут же продал свои кандалы за 10 тысяч рублей богачу, который проявил симпатию к Февральской революции. Одной этой истории было бы достаточно, чтобы оценить редкий артистический дар Котовского и его любовь к эффектным сценам!
Уже будучи красным маршалом, Котовский не участвовал в расстреле пленных, зато жестоко пресекал мародерство. Любое отступление от «морального кодекса Робин Гуда» казалось ему бесчестной игрой без правил.

В фильме недвусмысленно дается понять, что не попадись Котовскому мудрый Ефим, наставник из партии большевиков, так и остался бы такой великий человек анархистом. Такой же наставник есть и у Чапая – комиссар Фурманов. Видимо, без партийных товарищей такие широкие персонажи могут далеко зайти, потерять бдительность и наделать глупостей… Тяжело провожает Чапай своего друга, словно предчувствуя беду. И точно, как только оставляет Фурманов Чапая – гибнет Чапай.
Смерть является обязательным условием рождения легенды.
По законам художественного произведения разбойник должен покаяться или же погибнуть. Умирает молодой Дубровский, хотя авторские симпатии целиком на его стороне. Посажен в клетку всколыхнувший Русь Емельян Пугачев («Капитанская дочка»). Котовский рано умирает в жизни, в 38 лет, при странных невыясненных обстоятельствах. Погибает по тем же законам художественного произведения, в которое превратил свою жизнь. Не мог же авантюрист такого масштаба умереть от старости в своей теплой постели…
В эпоху кинематографа человек научился смотреть на события своей жизни со стороны, представляя себя героем фильма в самые яркие моменты своей жизни. Сцену Котовский освоил виртуозно, и, кто знает, может, он не раз представлял себя героем фильма. По крайней мере, он погиб в 1925-м, когда кинематограф уже отразил многие судьбы реальных людей.
В случае с Котовским зеркало порождает зеркало. Человек, выросший на романах, сам становится персонажем легенды и знаменитым киногероем, которому будут подражать разные поколения. Станет модно стричься «под Котовского». Спустя десятилетия лысые головы станут атрибутом криминального жанра не только в кинематографе, но и в жизни. Жаль только, что будет утеряно главное – романтика, лишенная корысти, риск и игра – как ощущение красоты и пульсации жизни, вызов которой брошен, а победа – за талантливым игроком.