|
Эклектика в столице. Пешие экскурсии по Москве«Показать лучшее и обсудить спорное» в московской архитектуре – с такой целью три года назад был создан проект «Свобода доступа». Это программы автомобильных и пеших прогулок, которые проводят профессионалы самых разных областей градостроения. Не только архитекторы и проектировщики, но и архитектурные критики, и даже историки. Цикл «Архитектура XIX/XX» проложен по маршруту рубежа веков и демонстрирует примеры эклектики в столичном зодчестве. К первой экскурсии присоединилась съемочная группа «Новостей культуры».«Свобода доступа» – это популяризаторский проект, поэтому местом встречи любители московской архитектуры стал фонтан у Большого тетра. «Мы делаем это в такой неакадемической форме и даем профессиональные знания от профессиональных людей. Они не профессиональные экскурсоводы, а профессиональные архитекторы, историки архитектуры, и мы стараемся дать эти знания в доступной, увлекательной форме», – поясняет архитектурный критик Александр Змеул. Тема первого путешествия – эклектика. Сразу надо договориться о том, что следует понимать под этим словом. «Ведь в любом архитектурном стиле всегда можно найти эклектику. Например когда Ренессанс переходил в барокко. Но, по сути, слово эклектика обозначает направление в архитектуре с 1830 по 1900 годы», – замечает архитектор Сергей Мержанов. Эклектики в Москве очень много. В центре столицы – более тридцати зданий, и почти все они в хорошем состоянии. Поскольку суть эклектики – сочетание элементов разных архитектурных стилей, легко ошибиться в определениях. О таких ошибках предупреждают специалисты. «Мы говорим об эклектике, но многие подходят и говорят: "Это же неоклассицизм". Ну да, если колонны с капителями – то и неоклассцизм. Здесь большое количество деталей, которые не могли быть использованы в неоклассицизме», – говорит Сергей Мержанов. Самая «эклектичная» улица Москвы – Ильинка. Это и здание Московского торгового банка, и купеческая биржа, и Иосифо-Волоколамское и Троицкое подворья. Кстати, Троицкое было первым пятиэтажным зданием в Москве. «Некоторые говорят, это здание в русском стиле. Ничего подобного! В основном, здесь есть элементы классицизма и Ренессанса», – заверяет Сергей Мержанов. В дальнейшем участники экскурсий получат свободный доступ к настоящим редкостям – незаслуженно забытым произведениям Гинзбурга, братьев Весниных, Лисицкого, Иофана и других архитекторов русского авангарда. |