История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

«Кудымкор – локомотив будущего». Выставка работ Петра Субботина-Пермяка

Превратить историю русского авангарда в настоящую «историю с географией» предлагают авторы проекта «Кудымкор – локомотив будущего». Выставка, которая открывается сегодня в галерее «Проун» в рамках Третьей биеннале современного искусства, впервые представляет столичной публике работы пермского художника начала ХХ века Петра Субботина-Пермяка. История забытого мастера стала темой литературно-художественной инсталляции. Выставка должна помочь развеять заблуждение о том, что шедевры рождаются только в столицах. Рассказывают «Новости культуры».

Мало кто знает о существовании городка Кудымкор. А уж если в названии выставки заявлен смелый тезис о том, что это локомотив будущего, просто нельзя не заглянуть внутрь галереи за доказательствами.

Кажется, этот проект обречен на успех. Дело даже не в художественной ценности, а в психологии. Ведь самый верный способ привлечь внимание зрителей – рассказать историю о простой человеческой судьбе, а еще лучше о непростой. Так даже интереснее.

Художника Петра Ивановича Субботина-Пермяка не найти ни в одной энциклопедии по искусству, его произведений нет в крупных музеях.

«Как быть с таким художником? Как с ним обойтись? Забыть его вообще? Отнести его в разряд провинциальных, которые никому не нужны? Мне кажется, это очень несправедливо», – говорит куратор выставки Екатерина Деготь.

Тем более, что история Субботина-Пермяка прелюбопытная. Получив классическое художественное образование в Строгановке, он испытал влияние авангарда. Впрочем, в Москве мастер долго не задержался и вернулся в родное село Кудымкор. Когда Екатерина Деготь рассказала эту историю художнику Леониду Тишкову, он равнодушным не остался.

«Он просто мой брат по духу и по взгляду на жизнь и на искусство. Я понял, что я обязательно должен с ним познакомиться. Для этого я поехал в Коми-Пермяцкий округ, в город Кудымкор. Даже оставался ночевать в доме-музее, на лавочке спал», – рассказывает Тишков.

Когда он вернулся, решил написать рассказ о художнике ХХ века на языке века XXI. Получилось что-то вроде комиксов. Стоит только начать эксперименты с формой, и остановиться будет очень сложно. На первый взгляд, на выставке представлен обычный пропагандистский фильм сталинской эпохи.

«Только я вставила в этот фильм цитаты из Субботина, который мечтал, может быть, о таком же. Только он мечтал, что жизнь людей будет наполнена тягой к искусству», – поясняет Екатерина Деготь.

Внимание посетителей экспозиции, безусловно, будут притягивать лозунги. Они здесь не случайны. «Когда я читала письма и документы Субботина, меня поразило, что каждая фраза заканчивается тремя восклицательными знаками. Поэтому мне захотелось включить его тексты в виде лозунгов. У нас тут Субботин кричит просто на каждом углу выставки о самых важных для него вещах. Об искусстве и о жизни», – замечает куратор.

Жизнь самого художника отражена в его работах и в работах учеников и последователей. На выставке в Москве можно увидеть более шестидесяти экспонатов из собрания Коми-Пермяцкого краеведческого музея и Пермской художественной галереи.

«Передать время бывает не так просто, потому что выставка – это не литература. А вот здесь это удалось», – считает директор Пермской государственной художественной галереи Надежда Беляева.

«Очень подробный, очень разнообразный и доступный для любого человека рассказ о человеческой жизни», – говорит галерист Марина Лошак.

«Необычно то, что здесь главный персонаж не художник с мировым именем, а мастер, мало кому известный. Но при этом его судьба достойна восхищения. Ведь он полностью изменил свою жизнь и уехал в деревню ради того, чтобы нести искусство в народ», – полагает куратор музея Фолькванг (Германия) Сабине Мария Шмидт.

Надо сказать, большой благодарности за это при жизни Субботин-Пермяк не получил. Он прожил всего 36 лет. Картина «Натурщица», изрезанная и намеренно неотреставрированная, как метафора его трагической судьбы. И все же выставка вселяет в посетителей оптимизм. Впрочем, современное искусство состоит из сплошных противоречий. Оно будто на изломе – между плюсом и минусом.