История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Отреставрирован Стеклярусный кабинет Китайского дворца

«Художественное произведение цельное и гармоничное, единственный в своём роде перл», - писал о Китайском дворце в Ораниенбауме тонкий знаток стиля рококо Александр Бенуа. Интерьеры любимого загородного дворца Екатерины Второй, за отделкой которых императрица следила с особой строгостью, признаны мировыми шедеврами декораторского искусства. В том числе - Стеклярусный кабинет, украшенный уникальными панно. Много десятилетий они ждали своей очереди. И, наконец, уже совсем скоро, благодаря усилиям петербургских реставраторов, панно обретут «вторую молодость». Из реставрационных мастерских Эрмитажа – «Новости культуры».

Этот дессю-де-порт - в переводе с французского - наддверное украшение - был серьезно испорчен, когда в Китайском дворце 4 года назад протекла крыша. С него и начали приводить в порядок уникальные стеклярусные панно. Сначала провели все необходимые анализы, разработали методики.

Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа: «Конечно, мы занимаемся реставрацией этих вещей, хотя Стеклярусный кабинет, этих панно – они совершенно уникальны. Такого сочетания нет нигде».

Стеклярусный кабинет был изюминкой Китайского дворца в Ораниенбауме. Пол, набранный смальтой, имитировал морскую гладь, а стены должны были напоминать острова с цветами и птицами. Девять крепостных мастериц работали под руководством француженки Мадам де Шель в 60-х годах XVIII века. Вышивали синелью - шелковыми нитями - и стеклярусом, производство которого в России наладил Ломоносов.

В конце XIX века панно решили подновить и просто покрыли потускневшую вышивку гуашью. Если посмотреть изнанку, видно, что нежные цвета теплых тонов закрасили вульгарно бордовым и синим.

Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа: «Синель желтая – она родная, не покрашенная».

Реставраторы получили панно в почти катастрофическом виде. Испорченные гуашью, которая во многих местах потекла, и, к тому же, деформированные.

После войны панно вернулись в Ораниенбаум из Исакиевского собора, в подвалах которого они хранились всю блокаду. Установили их тогда в Китайском кабинете не должным образом. Их прикрепили к стенам гвоздями, из-за этого уникальные стеклярусные панно получили излишнюю деформацию.

Первый этап реставрационных работ - чистка специальными растворами в ванной. Щеточками смыли остатки гуаши. После этого приступили к закреплению ниточек и самих стеклянных бусин. Утраты восполнили, но их было не так много.

Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа: «Каждая бусина была сохранена, собрана».

Рядом - приведённый в порядок дессю-де-порт и ещё не очищенные панно. Разница колоссальная. Тот шедевр, который уже отреставрировали, светится, как серебро, а вышивка пастельных тонов, характерных для стиля рококо. Когда приведут в порядок остальные одиннадцать панно, неизвестно. Эта работа не терпит суеты. Однако уже сейчас понятно - Стеклярусный кабинет Китайского дворца будет выглядеть иначе, и, возможно, там даже не надо будет включать люстры.