История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

145 лет со дня рождения Станиславского

Сегодня исполняется 145 лет со дня рождения Константина Станиславского. В МХТ имени Чехова откроется выставка, посвященная великому реформатору сцены. «Если исполнитель не проявляет в роли своей человеческой природы, – писал Станиславский, – его создание мертво». Актер и режиссер, автор уникальной системы, оказавшей влияние на развитие мирового театра. Его знаменитое «Не верю!» стало кодовым словом, ключом, с помощью которого режиссеры стараются раскрыть внутренний мир актера. Рассказывают «Новости культуры».

Разрабатывая свою систему, Станиславский задумал открыть тайну вдохновения, потому что в искусстве актера эта тайна имеет особое значение. Полагаться на одно вдохновение слишком ненадежно и рискованно. Вдохновение артист должен уметь вызывать сам, по своей воле и усмотрению, а значит, должны существовать способы пробуждать в себе душевный подъем, чувство восторга перед предстоящей работой, возможность достигать высшего проявления умственных, душевных и творческих сил.

Свою систему Станиславский не придумал. В течение многих лет он наблюдал за творчеством выдающихся актеров, изучал их работу на подмостках и за кулисами. Беседовал со многими из них. «Он признавался, что она основана на актерах Малого театра, на великих учениках Щепкина – на Федотовой, на Ленском, на Пашенной и так далее. То есть он с них списывал свою систему», – рассказывает президент Высшего театрального училища имени Щепкина Николай Афонин. Станиславский сам говорил о том, что система – это не философия, система – это справочник. Действительно, она и сегодня является основой, базисом русского психологического театра. «Когда Константин Сергеевич это придумывал и открывал свою первую студию, он понимал, что он совершенно не удовлетворен тем, как учат актеров. Он попытался найти новые закономерности и сформулировать закон органического актерского существования», – замечает ректор РАТИ Марина Хмельницкая.

Проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, путь органического перевоплощения актера в образ – вот квинтэссенция системы Станиславского, которую он описал в свой книге «Работа актера над собой». Разработанные принципы и практические приемы работы актера над совершенствованием своих артистических данных – сегодня составляют основу театрального образования в России. «У нас есть программа, по которой мы существуем, от которой мы не отходим на протяжении уже 90 лет. И с моей точки зрения, это очень неплохо, потому что мы учим молодых людей изучать букварь. Вот они приходят к нам, и первые полтора года мы изучаем букварь для того, чтобы потом научиться читать», – поясняет ректор театрального института имени Щукина Евгений Князев.

Оценка факта, перемена отношений к месту действия, психофизическое самочувствие, сквозное действие, сверхзадача – это не просто профессиональные термины, это способ постижения профессии. «Те, кто предполагает себе, что Константин Сергеевич сегодня – этакий господин в пенсне, глубоко ошибается. Либо им просто времени не хватает перечитать, либо вспомнить, что говорили современники, что делал, каким образом шел он к постижению всего того, что он родил, а потом отдал людям», – убежден декан актерского факультета РАТИ Владимир Андреев. Ключевые положения системы уже давно воспринимаются как само собой разумеющиеся. Однако сегодня существует особый подъем интереса к этой системе актерского образования и актерского обучения. Границы и рамки театральных категорий расширились, и кажется, что сегодня Станиславский особенно нужен.