История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

К столетию со дня рождения Лео Арнштама

Если набрать в интернете в строке поиска имя Лео Арнштам, то появится несколько десятков документов. И все похожие друг на друга как близнецы-братья. Везде это будет небольшая историко-биографическая справка: пианист, режиссер, сценарист. Иногда рядом будет упомянут Мейерхольд, с которым Лео Арнштам работал. На этом фактически исчерпываются знания об этом человеке и режиссере. В этом году смотр дебютов «Дух огня» посвящен 100-летию со дня рождения Лео Арнштама. На фестивале проходит ретроспектива его фильмов. Так кто же он, Лео Арнштам?Рассказывают «Новости культуры».

Сергей Соловьев, режиссер: «Он был один из самых образованнейших людей прошлого века, кинематографистов прошлого века, а во-вторых, он был продуктом культуры, причем культуры особенной, петербургской культуры».

В трех словах - Лео Арнштам действительно пианист , сценарист и режиссер. Только за этими тремя словами человек удивительной судьбы и необычайного человеческого таланта. А началось все с петербургской консерватории, где он встретился с Дмитрием Шостаковичем, с которым дружил всю жизнь. Именно Арнштаму композитор приносил новые произведения для фортепиано, чтобы тот их исполнил первым, доверяя его пианистическому чутью. И именно Шостакович писал музыку для фильмов Лео Оскаровича. Например, для картины «Зоя».

Галина Водяницкая, актриса, исполнительница роли Зои, вдова Л.Арнштама: «Сначала снимали фильм, а потом приходил Шостакович и ему показывали в черне смонтированный материал, и он слушал, смотрел по секундомеру и писал музыку метр в метр, секунду в секунду. И он так чувствовал Арнштама, что осечки быть не могло никогда».

Удивительно, но факт Шостакович поспособствовал, волей или не волей, отказу Арнштама от пианистической карьеры, познакомив его с Мейерхольдом. Великий режиссер заразил молодого пианиста вирусом театра. И даже поставил на Арнштама несколько спектаклей, в которых пианист был не просто аккомпаниаторам, он был участником этого священнодействия. Однако театральный роман был не длительным.

Сергей Соловьев, режиссер: «Он был человеком тонким ранимым, он ушел от Мейерхольда, ну и куда теперь идти человеку, отравленному Мейерхольдом, ну не в пианизм же чистый»

И он ушел в кино. Сперва сценаристом, потом режиссером. В фильмографии Лео Арнштама очень разные ленты. Это и «Подруги», и «Глинка», и «Ромео и Джульетта». Но сегодня, наверное, самыми противоречивыми покажутся фильмы «Зоя» о Зое Космодемьянской и «Софья Перова». В них, при желании, можно увидеть или воспевание терроризма или стремление следовать «правилам» игры в Стране Советов. Но на самом деле – все это лишь внешняя сторона медали, которая совсем не отражает действительности. В действительности главное – это поразительное чутье режиссера, умение уловить нечто эфемерное. Эфемерное тогда и реальное сегодня. О страхе и насилии как-то состоялся разговор между Лео Арнштамом и молодым тогда Сергеем Соловьевым.

Сергей Соловьев, режиссер: «Он говорит: «Я просто чувствую, из чего сделан мир, а он сделан из насилия издевательства и убийства. И вот чтобы преодолеть это ощущение постоянного страха, я хочу в этих убийствах найти отзвуки людей каких-то…»

Да и Зою Космодемьянскую Лео Арнштам видел совсем в ином свете.

Галина Водяницкая, актриса, исполнительница роли Зои, вдова Л.Арнштама:
«Он мне сказал, приготовьте мне монолог Неточки Незваной из Достоевского…»

После смерти Пырьева Лео Арнштам возглавил творческое объединение «Луч». И под его началом одновременно на студии работали Гайдай и Тарковский, Рязанов и Самсон Самсонов. Он спасал фильмы всех своих режиссеров, прикрывая их своим авторитетом.

Сергей Соловьев, режиссёр: «Я утверждаю, что Арнштам - один из первых и блистательных российских продюсеров. То, что делал Арнштам в своем кинообъединении, это и есть кинематограф для всех. Не в смысле жвачки, а в смысле для каждого должен быть свой фильм».

Наверное, то, что столетие Лео Арнштама отмечают именно на фестивале дебютных фильмов – это закономерность. Ведь для молодого, начинающего режиссера очень важно, кто его введет в большое кино, кто к нему отнесется с пониманием. Лео Арнштам был одним из тех, кто верил в молодых и давал им дорогу в жизнь. Дорогу, по которой они идут с честью, поддерживая новых дебютантов.

Конкурсная программа фестиваля «Дух огня»



Открытие кинофестиваля «Дух огня»