|
Герман, сын Германа. Моему отцу посвящается...Телевизионный фильм (Россия, 2005), 5 выпусков.Автор Надежда Виноградова. Режиссер Наталья Урвачева. Операторы И. Попов, Е. Смирнов. Монтаж С. Степанов. Звукорежиссер М. Козлов. Музыкальный редактор Ирина Клейнер. Текст читает Сергей Дрейден. Использованы фотографии из семейного архива Алексея Германа, фрагменты фильмов: "Хрусталев, машину!", "Мой друг Иван Лапшин", "Проверка на дорогах", "Торпедоносцы". Выпуск 1-й. Все, что снимает Алексей Герман, так или иначе связано с образами детства, памятью о доме, о большой семье, главой которой был отец, знаменитый писатель Юрий Павлович Герман. В первой программе цикла Алексей Юрьевич рассказывает о происхождении своей фамилии, о том, как появился на берегах Невы его отец, о ленинградской писательской среде конца 20-х годов прошлого века, о том, какую роль в судьбе Юрия Германа сыграл А.М. Горький, о сотрудничестве молодого Юрия Павловича с театром Всеволода Мейерхольда. В начале 30-х к Юрию Павловичу обратился Сергей Герасимов с просьбой написать для него сценарий. Так появился сценарий по рассказам полярника Константина Званцева, а потом и фильм "Семеро смелых". Эта работа открыла писателю иной творческий мир, новых людей, которые стали его друзьями на всю оставшуюся жизнь. В повествовании Алексея Германа нет жесткой последовательности, он свободно переходит от события к событию, у него рождаются неожиданные ассоциации. Таким образом, казалось бы, хорошо знакомое время предстает перед нами с совсем иной стороны. Выпуск 2-й. Алексей Герман продолжает рассказ о том, как в его творчестве преломляются образы детства. Он вспоминает военное время и жизнь в Полярном, куда его отец был направлен в годы Великой Отечественной войны в качестве военного корреспондента. Вспоминает летчиков-героев, гостиницу, где жили моряки-потопленцы с погибших кораблей. Среди них были американцы, англичане и даже китайцы. Эти впечатления легли в основу фильма "Торпедоносцы", сценарий которого написала жена и соавтор Алексея Германа - Светлана Кармалита. Ленинград после блокады, пленные немцы, прокладывавшие дорогу по берегу Финского залива, поселок Келомякки (Комарово), где после войны летом жили многие ленинградские писатели, кинематографисты - все это каким-то образом нашло отражение в картинах Алексея Германа "Мой друг Иван Лапшин" и "Хрусталев - машину!". Выпуск 3-й. Любопытно сравнить протоколы обсуждений на киностудии "Ленфильм" сценариев отца и сына. Между этими обсуждениями интервал почти в сорок лет, а формулировки одни и те же - упреки в "перегруженности деталями", герои написаны "слишком жизненно", а надо бы их приподнять. Юрий Герман вспоминал, что в 30-е годы его не покидал интерес к мелочам быта, к рядовым людям, анализу совокупности обстоятельств, которые формируют человека. Все это стало творческой программой и для его сына. С такими же подробностями Алексей Юрьевич рассказывает о "Ленфильме" тех лет, куда его тогда взяли в качестве ассистента на картину Иосифа Хейфица "Дорогой мой человек" по одноименному роману Юрия Германа. Подробно рассказывает о своей работе под руководством Георгия Товстоногова в Большом драматическом театре. Эти воспоминания тоже дали материал для фильмов. Однако, память настойчиво возвращает Алексея Юрьевича к отцу, к тому времени, когда Юрий Герман работал над сценарием "Сын народа" о докторе Калюжном. Выпуск 4-й. В этой программе пойдет речь о том, как начинался фильм "Трудно быть Богом". Шел 1968 год, сценарий был готов, как вдруг наши войска вошли в Чехословакию. Возникли "ненужные" ассоциации, и все остановилось. Это было время потерь - умер отец. В последние месяцы жизни он начал писать для Алексея сценарий по своему произведению "Операция "С Новым годом", но в результате сценарий написал Эдуард Володарский, и фильм по нему стал называться "Проверка на дорогах". Известна судьба этой картины, а в связи с этим начались и мытарства режиссера. Также Алексей Герман рассказывает о Ролане Быкове, Владимире Заманском, снявшихся в "Проверках на дорогах". Он рассказывает о том, как получилось, что Константин Симонов предложил ему несколько тем для сценариев. Так получился фильм "Двадцать дней без войны". Алексей Юрьевич говорит о своей жене, которая работает вместе с ним. Выпуск 5-й. "...Мы сопротивлялись этому режиму как могли", - говорит Алексей Герман. Поэтому не удивительно, что все его картины вызывали нарекания цензуры. Следствием этого было увольнение со студии, отказ выплачивать заработанные деньги. Из-за фильма "Мой друг Иван Лапшин" весь коллектив киностудии был лишен предновогодней премии. Фильм (Выпуск-3) выдвинут на конкурс ТЭФИ-2005 в номинации "Телевизионный документальный сериал". В эфире: 18 - 21 апреля 2006 года, 14 - 18 июля 2008 года. |