|
«Против исключения» - основной проект 3-й Московской биенналеСегодня открывается основной проект 3-й Московской биеннале современного искусства – «Против исключения». Эту тему сформулировал еще год назад известный французский куратор Жан Юбер Мартэн. Иллюстрировать ее будут восемь десятков работ современных художников из 25-ти стран мира. Среди них - устрашающего вида объекты под названием «Тяни-толкай», человек, покрытый «шишками гнева», бульдозер в готическом стиле. Побывав в арт-центре «Гараж» накануне открытия выставки, «Новости культуры»пришли к выводу, что центр современного искусства это нечто среднее между кунсткамерой, Диснейлендом и Зоологическим музеем. Австралийские зебровые амадины – настоящие звезды 3-й Московской биеннале. Уже несколько дней они развлекают рабочих, монтирующих выставку, игрой на электрогитаре. Брачный период. Птичий марш Мендельсона. Селест Бурсье-Мужено, художник: «Не играть эти птички просто не могут – я посыпал просо только на грифе». «Продюсер» этой птичьей рок-группы – французский художник Селест Бурсье-Мужено – в своем предыдущем проекте заставил играть на пианино пылесосы. Селест Бурсье-Мужено, художник (Франция): «Я сам плохо играю. Поэтому придумываю альтернативные способы игры. В этом проекте меня интересует проблема мутации. Вдруг из-за того, что птицы находятся в замкнутом пространстве, где к тому же звучит музыка, появится какая-нибудь новая разновидность. Кстати, именно этих птиц описывал в своей теории эволюции Чарльз Дарвин». Бельгийский художник Кун Ванмехелен уже 10 лет скрещивает куриц с разных континентов, и довольно-таки успешно, поднимая в своем «курином проекте» проблему мирного сосуществования людей разных национальностей. В рамках 3-й биеннале пройдет скрещивание бельгийского петуха с русской курицей. Яйца – как побочный продукт – в качестве произведения искусства куратор биеннале обещает выставить отдельно. Жан-Юбер Мартен, куратор 3-й Московской биеннале современного искусства: «Современное искусство экспериментирует, играет со всем, чем угодно – лишь бы это затрагивало наше восприятие, наши чувства. Если раньше художники воздействовали только визуальное восприятие, сегодня они играют с тактильными ощущениями, звуками, вкусами, запахами…» Чем пахнет современное искусство, знает бразильский художник ТУнга. Он изучает продукты жизнедеятельности – …не очень приятна тема. Его работа называется – «Съедобные кристаллы». Тунга, художник (Бразилия): «Здесь показан метаболизм. В сосудах с желтой жидкостью – то, что отторгается человеческим телом. А вот эти кристаллы – это то, что отторгается Землей. А, если мы, например, съедим кристалл, тогда что будет отторгнуто? Может быть, бриллианты?» Заполучив суперкуратора – самого Жана-Юбера Мартена, в прошлом директора парижского Центра Помпиду, Московская биеннале превратилась в увлекательный аттракцион. Мартен - одним из первых открыл миру искусство художников Азиатско-Тихо-океанского региона. В Москву Мартен привез экзотическое искусство и сам выбрал экзотический способ передвижения. Жан-Юбер Мартен, куратор 3-й Московской биеннале современного искусства: ««Гараж» - очень большая площадка, около 8000 кв. м., поэтому переходить из одной точки в другую очень трудно и долго». Мы попросили господина Мартена пройти по наиболее важным экспонатам 3-й биеннале. Жан-Юбер Мартен, куратор 3-й Московской биеннале современного искусства: «Это работа австралийского художника из племени аборигенов. Она выполнена на коре. Эти линии – традиционный узор того клана, которому принадлежит художник. Этот узор имеют право использовать только члены этого клана». Из жаркой Австралии – не сбавляя скорости – едем в морозную Россию. Жан-Юбер Мартен, куратор 3-й Московской биеннале современного искусства: «Это работа Дмитрия Цветкова, она выполнена из материала, который очень типичен для России – это мех. Эти животные в искусственных мехах - как будто из сказки. Такой образ современной России». Чучела, мусорные контейнеры, поддержанные автомобили и головы индусов. 3-я московская биеннале 0 настоящий Диснейленд, где в качестве произведений искусства нет разве что картин в рамах. Вернее, почти нет. «Время рембрантов и матиссов, - считает комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн, - прошло». Иосиф Бакштейн, комиссар 3-й Московской биеннале современного искусства: «Существует живопись, но уже нет живописцев». |