История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Путь Медвежонка

Формальным поводом для создания четырехсерийного документального сериала об отечественной анимации стал 70-летний юбилей Киностудии "Союзмультфильм". Это уникальное производственное образование, как и многие наши киностудии, не поменяло свое имиджевое имя с советских времен, хотя кто же сейчас не в курсе, что "Союзмульфильм" в своем нынешнем виде более всего напоминает призрак той студии, что существовала лет эдак... надцать тому назад. Второго гиганта мировой анимации с советской пропиской - "Союзмульттелефильма" - вообще уже нет "в живых". Но дело не только в том, что рухнул СССР и оказались ненужными "Союзы..." как производственная общность: сейчас в стране существует несколько независимых и, надо отдать должное их руководству, успешных студий, каждая из которых и есть "Союзмультфильм" или "Союзмульттелефильм" в миниатюре - новая экономическая реальность доказала, что сделать это при известном везении и настойчивости вполне возможно. Сам термин "мультипликация", увековеченный в названии студии, отменила живая практика того искусства, что некогда получил это название. Прокатчики еще не договорились, что как называть, но, по существу, "умножение" (буквальный перевод слова "мультипликация") давно уже уступило место "одушевлению".

А мультипликация, или анимация, кому как угодно, российское искусство рукотворного кино, - жива. И неизбежных ассоциаций с реанимацией никто не боится. Не надо героев пугать подвигом, а магов - возможностью чуда...

Когда "Невесомую жизнь" повторят по "Культуре" - обязательно посмотрите. Наша анимация давно заслуживала подобного проекта. Да, он подчинен законам документального кинематографа, поэтому выстраивает повествование на сосуществовании и противоречии двух конструкций - познавательной и, скажем так, полемической. Конечно, никто всерьез (думаю, что, по большому счету, автор сценария и режиссер "Невесомой жизни" Любовь Хоботова здесь согласится) и не думал попрекать нашего "оскароносца" Александра Петрова за то, что тот снял свой фильм "Старик и море" на канадские деньги. То же самое и по многим другим вопросам, затронутым в затеянной фильмом полемике, можно сказать: риторические вопросы. Но очень важно было показать множественность точек зрения, множественность анимационных миров (или подходов), сосуществующих отнюдь не в автоматической сцепке.

Писать об анимации, поверьте, дело сложное, заведомо проигрышное и интересное только группке "посвященных". Но вот показывать, рассказывая, - совсем другое дело. Тут все возможные опасения и вопросы снимаются: так все же видно! А вопросов этих не счесть, и как их обойти на бумаге? Вот рисованная, объемная (она же - кукольная) и компьютерная анимации - это как? Разные виды искусства или разные жанры? То так назовут, то эдак. А ведь есть еще опыты на кинопленке Маклерена, "игольчатый экран" Алексеева или, например, фильмы, созданные с помощью кофейных зерен. Их-то куда? Нет слов и определений. Между тем в рамках анимации ее "виды", например "кукольные" и "рисованные" миры, осуществляют иногда почти настоящие войны, плетут друг против друга интриги. Одно время собирались отменить кукольную анимацию на "Союзмультфильме", просто сочли, что она менее художественна и, более того... менее понятна детям. И даже кое-какие фильмы, не вполне удавшиеся в куклах, пересняли в рисунке (особо памятен пример "Трое из Простоквашино"). А вот, например, "Disney" купил себе "Pixar" и решил "вырубить" рисованную анимацию в противовес формату 3D: мол, массовый зритель в восприятии своем уже перешел на новые технологии. И тут выяснилось, что рисунок, подкрепленный компьютером, все еще в цене... Как здесь рассказывать, не показывая? И уж сколько денег стяжали иные проекты, а не было еще на нашем экране хотя бы толкового "фильма о фильме", посвященного какой-нибудь анимационной киносказке!

Авторам "Невесомой жизни", не прибегая к жирному отчеркиванию и многословному "разжевыванию", удалось высказать две необычайно важные вещи. Во-первых, что нужна все-таки сугубо детская анимация, хотя иные взрослые, имеющие богатый опыт кинозрителя и развитый художественный вкус, могут на подобном сеансе тихо подремать в кресле рядом с любимым крошкой. Но крошке такое кино просто необходимо (ох, детского бы психолога надо было расспросить!). Второе - о взрослых ценителях и "их" анимации. Наши мэтры высокой, элитарной анимации страдают и даже "рубаху на груди рвут" вовсе не из-за того, что хотят провести по особой статье свои творения, "свою" анимационную технику, как это могут подумать сторонние равнодушные люди. Они защищают сам принцип авторского, то есть полностью подконтрольного одной инстанции, творцу, анимационного фильма. Почему так надо, почему только чиновник или инвестор ("денежный мешок") может решать, кому давать деньги - куклам "чисто рисованным" или перекладке, адептам одного подхода или другого - объяснить очень сложно. Наверное, надо так: не вам и не нам решать, в чье творение будет впущена душа, та самая анима?.. Ведь на самом деле способов создавать авторскую анимацию ровно столько, сколько авторов.

Вместе с создателями фильма мы переживаем подлинный всплеск патриотических чувств, когда видим запись "оскаровского" торжества, где чествовали наш фильм "Старик и море". И улыбаемся растроганно, когда, выйдя за призом, Александр Петров сообщает публике: "Я не говорю по-английски". Да, да, тот самый, что "на канадские деньги снимал". Удивительно именно это свойство анимации: она не нуждается в слове, владея иными способами воссоздать смысл.

Но именно слова, концепта, пожалуй, не хватает в данном опыте об анимации. Речь вот о чем: сердце гуманитария часто замирает от "заморочек" технарей, но свои технологии они так часто и неоправданно склонны считать "темными" для народа. Жалко, что авторы не попытались проследить бытование архетипической символики в российской анимации. Ведь, в сущности, это не мы созданы из образов Винни Пуха, Чебурашки, назаровского Пса и т.д. Это они созданы - из нас. Неуловимая "национальная ментальность" либо обживается в предложенных ей образах, либо нет. Общность очень здорово видится на расстоянии. Вот японцы купили наш анимационный сериал о тех, кого они называют "Чебурасика и Гена-сан", сопроводив его выход на разнообразных носителях статьями о феномене советских стукачей-сексотов, чья достоевская психология воплощена в Шапокляк.

Каждый из нас в чем-то Ежик в тумане, прижимающий к себе свой драгоценный невесомый узелок. Каждый из нас - это тот самый Медвежонок, что однажды бескомпромиссно пропел свое жизненное кредо: "Куда идем мы с Пятачком, большой-большой секрет! И не расскажем мы о нем..." И более всего это относится к нашим аниматорам. Они могут заблуждаться. Они могут для виду коммерциализироваться, рассуждая об инвестициях, прокате и фестивальной конъюнктуре. Они могут очень сильно сердиться, особенно когда кто-то совсем без спросу взял нечто, что кажется почти фольклором или "невесомой" придумкой, росчерком пера, а потом это что-то вдруг конвертировалось в гигантские прибыли. Но в каждом из них живет свой чудный анимационный архетип, положим, те же дивные Ежик и Винни, каждый из них - не то чтобы подвижник, но такой по-хорошему не восторженный энтузиаст своего дела, прекрасно знающий, в каком направлении стоит идти, полагаясь лишь на себя, вдохновение и, может быть, помощь нескольких друзей.