|
Владимир Тарасов. Думая о Хлебникове«Я ощущаю пенье Вселенной всем телом», – говорил о себе Велимир Хлебников. Загадочная семантика нового языка, созданного первым «будетлянином», занимает лингвистов уже не одно десятилетие, а его звучание продолжает вдохновлять музыкантов. «Думая о Хлебникове» – так назвал свой новый сольный проект всемирно известный перкуссионист Владимир Тарасов. Премьера программы состоялась в марте этого года на Международном фестивале современной музыки в Берлине. Накануне автор представил ее в Москве. Рассказывают «Новости культуры».Думать о Хлебникове Владимир Тарасов начал начал давно, еще лет в шестнадцать. Он всегда поражался удивительной фонетике и проявлял небывалый перкуссионно-цеховый патриотизм. «У них фонетическое звучание очень близко к этому инструменту. Они звуки строили от перкуссионных инструментов», – замечает музыкант. Свои перкуссии Владимир Тарасов, лучший джазовый барабанщик Советского Союза, любит и плохо знает. Сам так говорит: «Это как цветок – бесконечно его открываешь. Я сколько лет играю на барабанах, и все равно – открываешь звук, там живет еще один звук, и это бесконечно», – заверяет он. Барабаны – архаически-аутентичный инструмент – источник удивления и иронии музыканта. Тарасов рассказывает анекдот от своего девятнадцатилетнего сына: - Кто приносит всех детей? - Аисты. - А барабанщиков? - Дятлы. Владимир Тарасов фантастически управляется с барабанами. Это признают все. Пока до концерта остается немного времени, он не отказывает себе в удовольствии прокатиться по городу, в котором он когда-то жил и делал много веселых вещей. Например, в мастерской у Ильи Кабакова. Проезжая по местам, не столь удаленным от грозного здания, откуда всем джазовым музыкантам поступали указания, как играть, а лучше и вовсе не играть джаз, Тарасов тоже вспоминал: «Когда мы ездили на гастроли, с нами все время ездили какие-то сопровождающие. Мы их называли "пальто". Это я такой термин придумал». Конечная цель поездки – Академия ваяния и зодчества. Бывший ВХУТЕМАС, учебно-художественный мастерские. Это одно из немногих мест в Москве, связанных с именем Велимира Хлебникова. Главный специалист по творчеству Хлебникова – Александр Парнис. Он утверждает, что ВХУТЕМАС стал для поэта родным местом. Хлебников даже одну книгу подписал так: «Гражданин ВХУТЕМАСа». Парнис также рассказал о двух несостоявшихся дуэлях Хлебникова. В первой секундантами были назначены Шкловский и Филонов, а дуэлянтами собирались стать Хлебников и Мандельштам. «Филонов мрачно их встретил. И говорит: "Я вас сейчас побью. Мне есть нечего, и я весь день пытаюсь повесить картину без гвоздя". – "И что, висит?" – "Нет, упала"», – рассказывает исследователь. Про стихотворение «Кузнечик» Парнис писал диплом. Он уверен: «Кузнечик – символ поэта. Так что это не только кузнечик, но и поэт». С таким знанием Владимир Тарасов и отправился на концерт. Девять композиций, девять стихотворений поэта. Каждый звук – синоним слова – Тарасов не подбирал. Он заранее знал: каждый удар принесет определенный звук. «Как джазовый человек я пытаюсь совместить классическое формообразование с внутренней джазовой энергией. Можно играть "пианиссимо", но с атакой», – поясняет перкуссионист. Вот так, «Думая о Хлебникове», Владимир Тарасов провел один день в Москве. В бесконечных перелетах от Вильнюса до Тулузы и Калифорнии. |