История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Шедевры старого кино. "Карьера Спирьки Шпандыря"

Смотрите 21 марта в 11:00 художественный фильм «Карьера Спирьки Шпандыря» в цикле "Шедевры старого кино" к 110-летию со дня рождения артиста и музыканта Леонида Осиповича Утесова.

В 1934 году на киноэкраны страны вышел самый веселый и бесшабашный фильм эпохи. Он так и назывался – «Веселые ребята». В том же году зритель увидел «Чапаева» и «Юность Максима», но эти картины были крепко-накрепко привязаны к современной реальности.
А в «Веселых ребятах» не было ни политических интриг, ни даже идейных подтекстов – настолько условной была страна, изображенная в картине. «Легко на сердце от песни веселой»… и все! Дирижеру Фраскини не удалось сорвать аплодисменты не потому, что наши таланты сильнее, - ему просто не повезло в день премьеры. А повезло пастуху Косте Потехину. Да и зрителя не обманешь: если на экране Леонид Утесов, то, конечно, удача улыбнется именно ему! Такой уж это был человек.

…У большинства режиссеров, снимавших комедии, в то время существовал один идеал - Чарли Чаплин. Его пластикой и тонким юмором были очарованы все. Ему подражали. Он был безусловным божеством довоенного кинематографа.

Григорий Александров с Сергеем Эйзенштейном даже поехали к Чаплину в Америку набираться опыта. Чаплин был удивлен: учиться надо в той стране, где снимают «Броненосца Потемкина».
Таких забавных «накладок» история кинематографа знает немало: вот и режиссер Лев Кулешов считал, что монтирует по-американски, в то время его манеру монтажа во всем мире окрестили «русским».

Половину успеха «Веселых ребят», первой комедии, снятой Александровым по возвращении из Америки, определило участие Леонида Утесова и его тетрального джаза. Утесова, с его комическим даром, уходящим корнями в город юмора - Одессу. В юности, переходя из театра в театр, он сыграл множество опереточных и комедийных ролей. Еще до замысла «Веселых ребят» герой Костя Потехин уже существовал в концертных номерах Утесова и будто ждал своего часа. Ожидала своего звездного часа и Любовь Орлова, которой суждено будет превзойти все голливудские шаблоны сказочного преображения простушки в принцессу.

После появления на экранах волшебной сказки о счастливце-пастухе и поющей Золушке, Чаплин написал: до «Веселых ребят» американцы знали только Россию Достоевского. Теперь появилась и другая Россия. Здоровый смех – лучшая агитация, чем стрельба и любые речи.

На самом деле картину могла ожидать и другая судьба. Пышные музыкальные фантазии могли вызвать гнев ревнителей порядка, не желающих видеть в родном искусстве подражание Голливуду. Да и реальность «Веселых ребят» - концертная, соткана из гэгов и подчиняется скорее им, а не идее совершенного государства. На экране – золотой век, беспечное человечество, еще не ведающее об изгнании из рая. Библейский пастух, мифические паны, райские сады и море как огромная купель. Музыкой пронизан сам воздух, вся природа, море и небо в этом райском местечке у «Прозрачных ключей», не имеющем никакого отношения к советской стране.
Отдыхающие организуют в санатории буржуазную вечеринку в лучших традициях Голливуда, белая войлочная шляпа на Косте, по замыслу Александрова, делающая из пастуха ковбоя, на самом деле оказывается ритуальным головным убором кавказских мусульман, а героиня Орловой появляется на сцене Большого в нетрезвом виде и с уличным фонарем в руках. Сплошной мюзик-холл и вдобавок - безумный шабаш, который учиняют музыканты в отсутствие своего дирижера!
Но Сталину было смешно. Ему понравилось то, что наш пастух, обойдя заграничных мэтров, так легко становится дирижером, а домработница превращается в настоящую принцессу. А может, вождя привлекло видение райского сада. Солнце и пение райских птиц отныне станет неотъемлемой частью имперского кинематографа тридцатых.

Поразительно, знаменем эпохи становится фильм, посвященный рождению джазового оркестра. Джаз не только не выражал время, но и противоречил духу системы. Его принцип импровизации претил четким законам спартанского государства. Джаз всегда означал свободу. «Ушираздирающую» музыку, которая за рубежом исполнялась в ресторанах, не соглашались принимать за музыку. Как известно, джаз очень не понравился Максиму Горькому. Он не оценил «оскорбительного хаоса бешеных звуков». Хотя картину «Веселые ребята» писатель поддержал.

Отношение к джаз-банду Утесова менялось чуть ли не ежедневно. Не знали, что с ним делать. После злостного неприятия в прессе вдруг встречалось мнение, что джаз – чудесная вещь и на советской эстраде.

И все-таки саксофоны распрямили. Последняя джазовая пластинка была записана Утесовым в 1947 году.

Жизнерадостный фильм! Первая советская музыкальная комедия! Фамилия Утесова, немало сделавшего для картины, часто даже не попадала в статьи и рецензии на «Веселых ребят». Но время расставляет все по местам.

Кто был ничем, тот станет всем! Этот же почти библейский сюжет Утесов отыгрывает и в картине, снятой задолго до «Веселых ребят», еще в период хаоса, рождения Империи.
«Карьера Спирьки Шпандыря». Все знают, что Утесов снимался в «Веселых ребятах», но мало кто видел эту картину с Утесовым в главной роли. Другие фильмы с его участием не сохранились.

Вот он, Спирька Шпандырь, вор-карманник, существо без определенного места жительства, но наделенное «ловкостью рук».

«Карьера Спирьки Шпандыря» - это история вечного бродяги, маргинала, чаплинского босяка. Жизнь поднимает его на гребень волны и с тем же безразличием опускает обратно на дно. Герой как будто не возражает и с радостью принимает все, что приготовила ему эта жизнь.

Великая эпоха перевертышей. Девять лет прошло, но сюжет неизменен: кто был ничем, тот станет всем. Удача, как всегда, на стороне героев Утесова. Их спасает неисправимый оптимизм.

Родина героя, безусловно, Одесса, родившая Остапа Бендера и многочисленных сыновей лейтенанта Шмидта. Спирьке Шпандырю тяжеловато становится в Советской России, он решает бежать. Его принимают так же, как собрата Осю из «Золотого теленка», но он более удачлив.

Забавный пройдоха, который мог бы стать рабочим человеком, отчасти выполняет неплохое дело – «пудрит головы» эмигрантов, врагов Советской власти.

Режиссеры фильма Борис Светлов и Юрий Музыкант как будто сожалеют, что такой сообразительный парень не заинтересовался революцией, зато злорадствуют, когда Спирька обставляет капиталистов и «нашу» эмиграцию: он все равно - свой среди чужих.

Известно умение Утесова рассказывать истории, при желании, окажись он на самом деле в шкуре Спирьки Шпандыря, он бы заговорил зубы кому угодно. Достаточно было на афише написать: «Сегодня Ледя Утесов расскажет кое-что смешное,» - и зал был полон.

Утесов был одним из самых ярких российских рассказчиков XX века. Еще в двадцатые, будучи совсем молодым артистом, выступая в оперетте, ночных кабаре, варьете, где он пел, танцевал, играл миниатюры, Утесов с успехом читал рассказы Бабеля и Зощенко. Но, к сожалению, в немом фильме мы не услышим ни его историй, ни его голоса. Однако, прададокс, ведь Утесов говорил: «Вы же понимаете, что превратить меня в немого трудно – легче в покойника».

Разве можно найти что-то современное в бесцветной, истертой временем кинопленке 20-х годов? В чужом далеком времени, с карикатурными персонажами? Оказывается можно, и чем менее известен фильм, тем более удивляют эти находки. Вот разбегается пестрая толпа, вмиг исчезают только что мирно торговавшие люди. Что такое? Полиция идет! Разве не знакомая сцена уличной торговли?

Спирька Шпандырь – единственный яркий персонаж в фильме. Другие лица показываются и исчезают, мир вокруг Спирьки все время меняется. Он встречает своих «братков», с которыми его связывают воспоминания о совместном «деле». Витька Перо и Васька Таз обманом уже утвердили свой заграничный «статус кво».

Единственная дама, которую можно разглядеть в калейдоскопе лиц – это эмигрантка Бриксон, которая вышла из психиатрической больницы. Она совершает неудачное покушение на большевика Леонида Красина, ставшего удачливым предпринимателем в Германии, неоднозначную личность в истории большевизма. (Красин то уходил, то возвращался к большевикам, не очень доверял Ленину, а Сталина прозвал «азиатом» за его проницательность и коварство. Красин умер в год выхода фильма на экраны.)

Финал фильма более чем категоричен. Это плакатное напутствие «скатертью дорога!» всем беспризорным и карманникам, решившим пойти по стопам Спирьки. Для молодой страны это обуза. Тот же Леонид Красин считал, что можно считать часть человечества «мусором и щебнем» - легче избавиться, чем перевоспитывать. Это уже позже начнется перевоспитание беспризорников в кино («Путевка в жизнь»).
А Спирька тем временем пишет своим бездомным и безработным землякам, приглашая их к хорошей жизни, словно герой Сонькин, которого Утесов когда-то играл на сцене: тот, с криком «все маленькие, забитые, несчастные, идите ко мне!» - в безотчетном порыве начинал пачками разбрасывать только что полученные в банке двести тысяч.

Что делать босяку с большими деньгами, неизвестно. Остап Бендер, получив, наконец, долгожданный миллион, отправил его по почте в народный комиссариат финансов. Скупые рыцари редко попадали на наш экран и в литературу Героями. Накопительство позорно, как смертный грех. Когда ж на Руси славили богатство? Зато прижилась романтизация бедности, - в ней и только в ней можно ощутить смысл и биение жизни. Спирька, похоже, со временем тоже переквалифицируется в управдомы…

Любопытно, как быстро и легко в переломные времена люди меняют свой образ жизни: одни навсегда покидают свои дома и усадьбы, другие приобретают звания и статус в обществе. Жизненные перевертыши рождают блестящие комедии. Извечный сюжет «принца и нищего» у нас всегда актуален.

…Когда в Гаграх шли съемки «Веселых ребят», Утесов хвалился возрастающим числом поклонниц. В то время у Утесова гостили Исаак Бабель со своей будущей женой Аней Пирожковой. Как-то она не выдержала и спросила: «Да что они в Вас находят? Ведь Вы некрасивый!» Утесов возмутился. Как это некрасивый? Он артистичен до мозга костей, - попытался объяснить Ане Исаак Бабель.

В одной из рецензий на спектакль, где играл еще юный Утесов, как-то написали: «Утесов остроумен, смешон. Чувствуются продуманность роли и священный огонь». В яблочко! Вот она, разгадка. В Утесове, без сомнения, горел Священный огонь.



// По материалам программы "Шедевры старого кино". Дарья Редькина.