|
Новое деревянное. Русская архитектура в поисках идентичностиОт частных домов до общественных зданий и арт-объектов из дерева – около ста построек ведущих российских архитекторов собраны в рамках одной экспозиции в Музее архитектуры имени Щусева. Сегодня там открывается выставка «Новое деревянное. Русская архитектура в поисках идентичности». Ее главная мысль: изобретать национальную идею в зодчестве не нужно. Ее нужно просто вспомнить и ввести в сегодняшний экологический и эстетический контекст. О вечной актуальности дерева рассказывают «Новости культуры».Два года назад житель поселка Переделкино Александр Львовский попросил архитекторов Александра Цимайло и Николая Ляшенко построить необычный дом. Он хотел, чтобы внутри были настоящие чудеса XXI века – электронные шторы, пока единственные на всю Москву, вращающийся камин и джакузи, – а снаружи не избушка, конечно, но все-таки деревянная Русь, хай-тековская деревянная Русь. «Это тактильные ощущения, ощущения аромата, это комплекс ощущений, который абсолютно естественен для человека», – замечает Александр Львовский. Архитекторы сначала удивились, а потом решили удивить сами. Деревянный дом Александра Львовского в Переделкине не только самый современный, но и самый модный в округе. На втором этаже – настоящий лес, там скоро пойдут грибы. «Чтобы на втором этаже было ощущение, что мы находимся где-то на природе», – поясняет Александр Цимайло. «Если посмотреть – проросло уже. Была даже идея, чтобы постепенно это все заросло мхом», – замечает Николай Ляшенко. «Есть стереотип такой, достаточно устоявшийся, что деревянные дома – это такой "рашн-деревяшн", такой банно-прачечный комплекс», – продолжает Александр Цимайло. «На наш взгляд, это такая интересная задача изменить этот стереотип», – добавляет Николай Ляшенко. Деревянный хай-тек – сейчас это самое модное на Западе направление в архитектуре. Недавно норвежцы построили деревянный небоскреб – целых четырнадцать этажей. Знаменитый двенадцатиэтажный дом жителя Архангельской области Николая Сутягина недавно снесли. Его, по словам архитектора Юрия Григоряна, снесли бы в любом случае. «Связано это, конечно, с пожарными нормами. При всем уважении к тяжелому труду пожарных – я говорю это без всякого подтекста, – это серьезная проблема. Мне кажется, сейчас надо искать пути возвращения деревянной архитектуры в культуру», – убежден архитектор Юрий Григорян. Сегодня архитектурные шедевры из дерева появляются в России только за городом. Один из арт-объектов называется «Полу-ухо». «Услышать рассвет, услышать пение птиц, услышать шорохи травы, шаги человека, который идет с другой стороны», – говорит архитектор Владислав Савинкин. Выставка в Музее архитектуры демонстрирует фотографии домов и арт-объектов, созданных за последнее время для частных заказчиков. Эти дома трудно увидеть, они прячутся за высокими заборами элитных загородных поселков. Церковь Святителя Николая у Соломенной Сторожки доступна всем. За последнее время это самая высокая деревянная постройка в Москве. Церковь у Соломенной сторожки спроектировал архитектор Шехтель – автор проектов Ярославского вокзала и здания театра МХТ имени Чехова. В конце 1960-х храм Святителя Николая снесли. Десять лет назад были обнаружены чертежи Шехтеля, и церковь решили восстановить. «Когда сюда в гости приехали финские священники, они очень порадовались, что деревянный храм. В Финляндии это вообще считается самым прекрасным, что только может быть, и они уехать отсюда не могли. Они просто смотрели – какое же чудо, деревянный Храм в Москве!» – рассказывает настоятель храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки Михаил Михайлов. Храм Святителя Николая – это скорее исключение из правил, несмотря на то, что Россия – страна с богатым прошлым деревянного зодчества. А на выставке в Музее архитектуры пеньков от деревьев больше, чем деревянных построек. |