|
Балет «Коппелия»: реконструкция, близкая к первоисточникуВ этой истории больше мрачной мистики, чем сюжетной логики. Ведь новелла Гофмана «Песочный человек», которая легла в основу либретто, отличается крутым замесом мистического романтизма с язвительной социальной сатирой. Впрочем, постановщиков балета Делиба всегда больше интересовали музыка и хореография, чем сюжет, который каждый из них корректировал по своему усмотрению. Сегодня история любви молодого человека и механической куклы – на сцене Большого театра. О премьере сообщают «Новости культуры».Главный реставратор старинных балетов – Сергей Вихарев - наконец-то добрался и до Большого театра. Больше двух месяцев он не выходил из репетиционного зала. «Коппелию» ставил по-питерски – педантично. Все это время хореограф не расставался с гарвардской партитурой. «Коппелия» там расписана до мелочей. Это - как ноты, только человеческого движения». Сергей Вихарев, хореограф спектакля «Коппелия»: Куда пальчик, куда нога, как вытянута нога, куда наклонен корпус. Это – то, что публика не читает так чётко, специалисты это знают, но стиль спектакля публика всегда прочитывает Пока кордебалет и солисты Большого покоряли новые балетные горизонты…в мастерских Большого боролись с непослушным кружевом. Вместо четырех слоев тюля – здесь семь – дорого и пышно. Такую пачку даже за три дня не соберешь – а их в балете не меньше ста. Татьяна Ногинова, художник по костюмам: «Эти пачки – опущенные, они не в одной плоскости. Они имеют мягкий красивый силуэт». Премьера «Коппелии» - событие не только для московской публики. В Москву из Лондона прилетел собственной персоной – Клемент Крисп. О балете он пишет больше шестьдесяти лет. Его мнение о спектакле - всегда номер один. . Клемент Крисп, балетный критик (Англия): «Впервые я видел «Коппелию» шестьдесят четыре года назад, во время войны. Ее танцевал Королевский балет. И потом много-много раз по всему миру. «Коппелия» в Большом - счастье для глаз…И самое главное, что танцуют верно, как записано в аннотации». Для своей реконструкции Сергей Вихарев выбрал версию 1894 года – Мариуса Петипа и Энрико Чекетти. Сюжет прост - Ганс и Сванильда – влюбленная парочка. Дело идет к свадьбе, но не тут то было. У Ганса кругом голова - он вновь влюблен – в куклу. Солист Большого Руслан Скворцов считает, что в жизни и не такое бывает. Руслан Скворцов, солист Большого театра: «На мой взгляд, это обычная жизненная история». Дело обычное….любовь, измена…. Кстати, именно Коппелия - прообраз куклы в «Трех толстяках». Когда Суок перевоплощается в куклу наследника Тутти, она танцует механически. Движения взяты с балетной Коппелии. После «Коппелии» Мария Александрова, она же Сванильда, точно знает, как можно не только наказать, но и вернуть неверного возлюбленного. Мария Александрова, солистка Большого театра: «Я мпридумала для себя одну составляющую истории, что я хочу проучить Руслана Скворцова, который увлекся этой куклой. Хочу ему показать, что я ничем не хуже этой куклы. И даже лучше». Самая мистическая фигур в этой истории – конечно, мастер кукол Коппелиус. Человек-загадка. Геннадий Янин, перетанцевавший немало стариков в Большом, расставил точки над и решил для себя, кто такой Коппелиус – городской сумасшедший или чудак-романтик… Геннадий Янин, солист Большого театра: «Коппелиус – человек, получивший хорошее образование, в прошлом – алхимик, который одержим некоей идеей – оживить куклу. И это еще не старый человек, и это надо выразить в пластике. Играть не старика, а мужчину просто в возрасте», Уже в понедельник Клемет Крисп сдаст в номер свою рецензию о премьере «Коппелии» в Большом. Московские критики напишут об этом чуть раньше. Но пока они единогласны в одном – реконструкция Сергея Вихарева близка к первоисточнику. |