История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Третьяковка передала икону Иверской Божьей Матери в храм

Третьяковская галерея, не дожидаясь окончания реставрации шедевра, на время передала верующим для поклонения Иверскую икону Божьей Матери. С почестями и предосторожностями, достойными шедевра, икона была перенесена в храм ко дню почитания святыни. Рассказывают «Новости культуры».

От Третьяковской галереи до храма Святителя Николая – всего несколько шагов, но сделать их было непросто. Музейное сообщество видит в иконах произведения искусства, а церковь считает их православными святынями. Первой шаг навстречу сделала именно Третьяковка, передав в храм-музей несколько лет назад более ста икон из своего собрания. Случай с Иверской иконой еще более уникален. Она, минуя музейную экспозицию, сразу оказалась в храме. «Есть ощущение, что всем сейчас необходимы некоторые нравственные опоры. И очень важно, находясь на современном уровне музейного знания, открыть доступ к подобного рода музейным предметам для тех, кому необходимо их увидеть», – считает главный хранитель Третьяковской галереи Екатерина Селезнева.

Икона поступила в Третьяковскую галерею в 1933 году и с тех пор хранилась в запасниках. Только в начале 1990-х ее стали исследовать. Тогда же появились осторожные предположения: возможно, это один из чтимых списков, который до 1929 года находился в Иверской часовне у Воскресенских ворот. Именно через те ворота, поклонившись иконе, въезжали в Кремль русские императоры. В 1931 году часовня была разрушена.

«Когда началась реставрация иконы и были сняты поверхностные слои, за металлическим коробом, который находился внизу, были обнаружены монеты, которые являются свидетельствами поклонения», – поясняет заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Наталья Шередега.

Почитание Иверской иконы Божьей Матери в России началось еще в середине XVII века. Прослышав о чудотворной иконе, патриарх Никон обратился к настоятелю Иверского монастыря на Афоне, где и сегодня сохраняется подлинный образ, с просьбой прислать с него список. Это пожелание было исполнено. Впоследствии с московского списка сделали множество других. Иконография образа необычна и связана с чудом, произошедшим в IX веке.

«Богатая Никейская вдова, желая спасти икону от иконоборцев, попыталась ее укрыть. И тогда один из иконоборцев – варвар – проткнул икону копьем, и у нее потекла подлинная кровь», – рассказывает Наталья Шередега. Тот иконоборец стал афонским монахом, а икону с тех пор изображают с каплями крови. Потребовалось семь лет кропотливой работы, чтобы Иверская Богоматерь предстала в своем первозданном виде. В XIX веке икону полностью переписали.

«После консервации были сделаны пробы, которые показали, что под записью XIX века находится очень тонкая запись XVII века – очевидно, одного из царских иконописцев», – замечает заведующий отделом реставрации Третьяковской галереи Михаил Шитов. На рентгеновском снимке это отчетливо видно. Икону решили раскрывать. Постепенно из-под потемневшей олифы проступали подлинные краски.

Реставрация займет еще полгода. Деревянная доска, на которой написана икона, должна быть укреплена. Как говорят специалисты, дерево дышит, и трещины расходятся. Судьба Иверской Богоматери после реставрации пока еще не решена окончательно. «Я думаю, по милости Божией, в конце лета или ближе к концу лета это будет определено. Икона будет находиться у нас в храме», – заверяет настоятель Храма Святителя Николая в Толмачах, протоиерей Николай Соколов.

Если такое решение будет принято, для Иверской иконы Божьей Матери изготовят капсулу, подобную той, в которой сейчас хранится икона Владимирской Богоматери.