|
История жизни без слов в европейском изобразительном искусстве«Мы хотели найти такое искусство, посредством которого вся сложность жизни выражалась бы помимо слов – не рассудочно, а стихийно», - писал Сергей Дягилев. Этим универсальным искусством в начале XX века стал балет, обязанный своим возрождением во всём мире триумфу «Русских сезонов». Выставка «Танец. Приношение Дягилеву», которая открывается сегодня в Государственном Эрмитаже, - одно из главных событий Первого международного фестиваля искусств «Дягилев. Постскриптум». Благодаря Дягилеву сама идея танца обрела новый смысл - и не только на сцене. Историю жизни без слов в европейском изобразительном искусстве на рубеже столетий изучали «Новости культуры».Экспонаты «танцевальной» выставки настолько хрупкие, что в залах Зимнего дворца пришлось полностью поменять освещение. Уникальные графические листы выдерживают лишь приглушенный свет. Публика впервые увидит блокнот Георга Кольбе. Серию, которую он называл «Рисунками голубой тушью». Михаил Дединкин, куратор выставки: «Само представление об абсолютной раскрепощенности движения, сложной гармонии было связано в европейской культуре именно с русским балетом. И Кольбе много рисовал русских танцовщиков - и Нижинский, и Карсавина позировали ему в его мастерской». Первые опыты работы скульптора с цветом - обычно он делал монохромные наброски. Обнаженную модель Кольбе рисовал полторы минуты, не больше. Несколько стремительных линий и сильных ударов кистью - серым, зеленым, коричневым цветом. Михаил Дединкин, куратор выставки: «Кольбе для своего времени и Германии - новатор... Когда не было искусства и фото, было статично, его зарисовки были актуальны». Вторая выставка состоит сплошь из знаковых работ. Целая стена посвящена знаменитому «Эрмитажному танцу» Матисса, полотну размером в 16 квадратных метров, на нем он запечатлел фарандолу - народный провансальский танец. Сам шедевр переносить на выставку не стали. Он присутствует, как картина в картине - на заднем плане «Панно с цветами и фруктами». Много набросков Матисса - фигуры без тела и лица, прерывистые линии, абстрактные арабески - все танцуют. Михаил Балан, куратор выставки: «Матисс сотрудничал собственно с "Русскими сезонами" Дягилева. Матисс выполнял эскизы костюмов и декораций, например, для балета "Песнь соловья"». Некоторые работы покинули свои привычные места в постоянной экспозиции. Например, «Сладкие грезы» Гогена, знаменитые афиши Тулуз-Лотрека, живопись и скульптура Дега. Все его работы посвящены балеринам. Правда, закулисной стороне их жизни. Единственное «хореографическое» полотно привезли из парижского музея Д’Орсэ. Это картина «Репетиция балета на сцене». В экспозицию осталось добавить последний футуристический штрих. в день открытия выставки из лондонской галереи «Тэйт» привезут скульптуру Умберто Боччони. Она называется «Уникальная форма непрерывности в пространстве». Собственно «Дягилевская» часть выставки - экспонаты из петербургского музея театрального и музыкального искусства. Эскизы костюмов к спектаклям, фотографии труппы и портреты балетных прим. Эти снимки - историческое доказательство того, что Дягилевские танцовщики покорили Париж. |