|
Фабрика эксцентрического Трауберга17 января исполнилось 105 лет со дня рождения Леонида Трауберга. 19 января в 11:00 в рубрике «Шедевры старого кино» смотрите фильм «Актриса», снятый Леонидом Траубергом в 1943 году в Алма-Ате на Центральной объединенной киностудии (ЦОКС).Сам Леонид Трауберг свою статью для «Киноведческих записок», посвященную ЦОКСу, озаглавил «Я не очень люблю вспоминать это время…». «Надо сказать, что моя собственная творческая судьба сложилась в годы войны не очень удачно, - писал он, - поэтому я не очень люблю вспоминать это время… В первый же день войны мы собрались в дирекции студии и решили ставить короткометражные картины для Боевых киносборников. Но продолжать работу в Ленинграде становилось все труднее. Встал вопрос об эвакуации студии. Казалось, что все складывается благополучно для ленфильмовского коллектива — нашлась база в Алма-Ате, оборудование было упаковано и ждало отправки. Осенью 1941 года Фридриха Эрмлера назначили художественным руководителем "Мосфильма", а меня - художественным руководителем "Ленфильма". Но к тому времени работа на студии практически прекратилась. Студийное оборудование лежало в ящиках. Мы "сидели на чемоданах" и ждали вагонов, а их не было. Потом все железнодорожные пути из Ленинграда оказались перерезанными. Меня и других ленинградских режиссеров на самолетах переправили в Москву, а оттуда в Алма-Ату. В августе 1942 года я начал работать над картиной "Актриса". Предыстория ее такова: Николай Эрдман и Михаил Вольпин написали сценарий для другого режиссера, но тот ставить фильм не мог, отказался и мой постоянный соавтор Григорий Козинцев. Так что фильм пришлось ставить мне одному, и, надо сказать, брался я за него безо всякого желания. К тому же мне приказали закончить фильм уже к концу года. Я подобрал актеров - тех же, что снимались в "Мертвой петле" - Галину Сергееву и Бориса Бабочкина. В сентябре были проведены пробы, но съемки пришлось отложить, так как Бабочкин улетел в Ленинград с фильмом "Непобедимые". Так что всю картину мы скрутили за месяц и десять дней. Впоследствии фильм разругали, но работали мы над ним - и я, и актеры, - честно. С полной отдачей снимался в нем Борис Бабочкин и сыграл, по-моему, очень точно. Другой бы так не смог. Правда, роль у него была в известном смысле "легкая". Он играл раненого майора и почти во всех эпизодах лежал на койке, произнося реплики своим великолепным голосом…». Гораздо чаще, чем ЦОКС, в контексте творчества Трауберга и Козинцева звучит другая аббревиатура - ФЭКС. «Вместе с Козинцевым он (Трауберг, – прим. ред.) был вдохновителем ФЭКСа — фабрики эксцентрического актера, объединения талантливом молодежи, подозреваемой некоторыми критиками в “формализме”, – писал в статье “Драгоценный дар художника. Леониду Траубергу — 75!” Сергей Юткевич. - Временами эти обвинения звучали нешуточно и стоили много крови, но “подозреватели” рассеялись, а фильмы остались, и время расставило все по своим местам. Такие фильмы, как "Одна", "Юность Максима", "Возвращение Максима", "Выборгская сторона", стали знаменем революционного кино. Не забудем, что поставлены они по оригинальным сценариям, и здесь можно по праву имя Трауберга поставить на первое место. Впрочем, бесплодное занятие — пытаться установить, кто и что определял в этом содружестве — всякий, кто работал вдвоем, знает, как неразделим в творческом процессе вклад каждого. В конечном результате важно, что именно они накрепко-вместе вошли в историю мирового кино и стали в ней нашей гордостью». Книге «Свежесть бытия», вышедшей в 1988 году, Трауберг предпослал эпиграф из Лао Цзы: «Слабость велика, а сила ничтожна. Когда человек родится, он слаб и гибок; когда он умирает, он крепок и черств. Когда дерево произрастает, оно гибко и нежно, и когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила - спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому, что отвердело, то не победит». Эту свежесть бытия Трауберг пронес через всю жизнь. |