История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Марк Захаров: «Иди своей дорогой»

Он отправил в плавание «Юнону и Авось», открыл «Формулу любви» и познакомил зрителей с «Тем самым Мюнхгаузеном». Для публики спектакли и фильмы Марка Захарова – настоящее чудо, а для самого режиссера – чудо обыкновенное, ежедневное. В качестве жизненного девиза художественный руководитель театра «Ленком» обычно приводит цитату из Данте: «Иди своей дорогой». Сегодня народный артист СССР Марк Захаров отмечает 75-летие. Рассказывают «Новости культуры».

В день юбилея в театре объявлен выходной. Это лучший подарок артистам, шутит Захаров. Юбилей двойной. В этом году исполняется еще и тридцать пять лет с тех пор как режиссер находится у руля «Ленкома». Кабинет, обставленный Шейнцисом в стиле модерн, за это время стал легендарным. «Интерьер интересен еще и тем, что, когда сюда приходят высокопоставленные люди, их обычно снимают с работы потом моментально», – говорит Марк Анатольевич.

Самого Захарова неоднократно пытались снять, особенно после «Доходного места» в Театре Сатиры. Тогда он впервые понял, что не напрасно сменил актерство на режиссуру и прошел добровольную ссылку в Пермь. «В тот момент, когда спектакль состоялся, Плучек мне сказал: "Марк, ты прорвался, беги за шампанским"», – вспоминает Захаров.

Назначение в «Ленком» было педагогическим приемом руководства. После нашумевших спектаклей в учебном театре МГУ и в Сатире ему порекомендовали работать без экспериментов.

Среди исторических афиш и фотографий в кабинете хранится наследство Татьяны Ивановны Пельтцер. Она когда-то сказала Захарову: «Вот как молодые ничего в жизни не понимают, так сразу в режиссуру». Захаров переманил Пельтцер из Театра Сатиры, Янковского пригласил из Саратова, молодого Абдулова взял в театр еще студентом, а для киноактрисы Инны Чуриковой «Ленком» стал вторым домом.

Марк Анатольевич видит свою сверхзадачу как худрука в создании атмосферы для обыкновенного театрального чуда, хотя порой он ощущает себя больше, чем просто худруком. «Например, я приглашаю актрису и актера. Они чувствуют симпатию друг к другу, женятся, у них рождается ребенок, и я начинаю чувствовать, что имею к этому отношение», – признается Захаров.

Точка отсчета в захаровской формуле любви – юмор во всем: в отношении к себе, к работе и к случайностям в работе. Однажды на съемках «Мюнхгаузена» оркестр вступил не вовремя. Так родилась одна из самых любимых реприз режиссера: «Сначала намечались торжества, потом аресты. Решили совместить».

Захаров всегда успешно совмещал театр и кино, создавая свое собственное направление. Фразы из его фильмов стали в крылатыми, а сами картины и спектакли превратились в долгожителей. «Жестокие игры» были поставлены в 1979 году, «Юнона и авось» – в 1981-м, «Мудрец» – в 1989-м.

«Ленком» – это уже не просто театр, а целый процесс, катализатором которого служит Марк Анатольевич. Он верит в энергетические потоки, телекинез и сверхспособности человека, хотя сам подзаряжается от простых земных вещей. «Когда семьдесят пять стукнет, стремишься получать радость от облаков, от птиц, от того, что дома, когда приходишь, встречают собаки. С такой радостью никогда актеры так не встречают», – замечает он. Как известно, истинная радость – дело серьезное. Для Захарова это означает, что новые свершения не за горами.