История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Среди своих... "Острова. Юрий Богатырев" на "Культуре"

К 60-летию этого артиста было много сюжетов и телевизионных программ: монтажные фразы, они же цитаты, переходили из одной в другую, заставляя задуматься даже о некоторых "элементах плагиата", хотя... Казалось бы, как можно посчитать цитату за плагиат, как же? Ведь фильмы-то все как на подбор - и шлягерные, рейтинговые, и классические, эталонные без дураков: лучшие фильмы раннего периода Никиты Сергеевича Михалкова, главного режиссера в кинобиографии Юрия Богатырева. И все же... Некий привкус плагиата, эдакая оскомина остаются. Но разве можно цитировать что-нибудь другое?

В фильме, созданном на "Культуре" без этих классических уже эпизодов, диалогов и монтажных фраз, дело не обошлось. "Чекист? - Чекист-чекист. Нехорошо ты поступаешь, Саша...". "Господи, ну почему.... почему ты помогаешь не мне, а этому кретину?! - Потому, что ты жадный. А даже твой Бог велел делиться". Куда ж без этого цитатника из михалковского дебюта? Но "Острова" не были бы "Островами", если бы не придумали некий способ выйти за пределы ожидаемого. Получилось. О "времени Богатырева" заговорила старинная, хотя и не такая уж давняя телевизионная летопись и кинохроника. Странный, стремительно растерявший все свои блестки, бесконечный и безразмерный "киносерпантин": капустники, встречи в концертной студии "Останкино", творческие вечера, хроника встреч с "простыми зрителями", вмиг дающая понять, что традиционный банкет по поводу означенной встречи либо уже начался, либо вот-вот... Перед нами моряк советского военного флота на встрече где-то не то на крейсере, не то на подлодке. Он шутя заметил Михалкову, что фильм ему, конечно, понравился, но он не понял: кто чужой, кто свой... Громче всех смеется в этот момент, представьте себе, юный Богатырев. Потрясающе смеется. И как он уместен везде, как любим и востребован окружением, как неподдельно любит внимание этот человек! За кадром - сложная жизнь, быт, несовпадение обстоятельств с божьим замыслом о себе, зависимости, коим был подвержен, как и всякий другой человек... Но раскладывать по полочкам, распутывать парадный, мишурный "киносерпантин" исключительно "прикольно" (как принято говорить в определенных кругах). Впрочем, лишь до некоторого момента. Потом становится не то чтобы совсем уж страшно, но отчетливо не по себе. И очень ясно, кто чужой, а кто свой - на данном конкретном, довольно неумело срежиссированном "празднике жизни". Через одного: короткие жизни, ранние смерти, странные житейские обстоятельства. И очень долгие проводы. Великие актеры-мужчины 70-х, кинозвезды на все времена, эти эталонные "плохие хорошие люди" стремительно перемещаются с авансцены и крупного плана на страницы истории кино. Самый загадочный среди них - Юрий Богатырев.

Пожалуй, не было среди актеров тогдашнего, по преимуществу эскапистского, кино столь же тонкого мастера духовного перевоплощения. В "Объяснении в любви" он должен был сыграть повзрослевшего Тадзио из рассказа Манна и фильма Лукино Висконти (это было впервые замечено Авдотьей Смирновой, хотя, в общем-то, лежит на поверхности, просто "Смерть в Венеции" у нас мало кто читал-видел). Сначала был юный богемный курортник, мальчик в матроске, романтический персонаж эпохи либерти. Потом - простой советский корреспондент, которому "никто не стирает". Бездна между двумя этими людьми с одним именем, местом и датой рождения - главная актерская тема Богатырева. Он и сам стал этой темой, в каком-то очень высоком и невыразимом смысле. Например, в "Рабе любви", где он присутствует только в виде собственной фотографии в образе "гения, принявшего Революцию", некоего ослепительно одаренного киноактера и режиссера, декадентского классика, существовавшего до революции, до советского революционного киноавангарда (полагаю, авторам очень хотелось поверить в подобную красивую киноманскую утопию). И присутствует он в том фильме наравне со всеми мужчинами " в кадре". Что сталось с его Максаковым после революции?.. А что сталось с Богатыревым, когда началась перестройка?

Смысл этого трагического несоответствия завязки и развязки жизненного сюжета можно искать в каких-то показательных эпизодах из жизни актера, тем более что от коллег и друзей он какие-то истории скрывал (болезни, юношеский брак, об этом впоследствии писали), но лучше было обойтись без этого... Так, как сделали в "Островах".

Сейчас в этом проекте работает уже второе поколение документалистов, в полной мере демонстрируя жизнеспособность самой идеи, заложенной основателями, ныне сплошь лауреатами и номинантами "ТЭФИ". И получается у новых отлично, в самый раз для первых больших работ: "всего лишь" произведение в жанре "актерский портрет". И делают они свои актерские портреты так, как и следует, чтобы в должном месте программы об артисте было названо должное режиссерское имя, та самая роль, нужная цитата... Во время всеобщего умелого жонглирования эффектными кинофрагментами и шлягерными диалогами смотрится потрясающе - свежо, как никогда раньше.